Найти тему
ABW

"Застрял ровно над пропастью". Черноморканал. Финиш

Вот и все - Стас Гончарук сегодня завершает рассказ о том, как он дерзнул рвануть на мотоцикле вокруг Черного моря. Вис над пропастью, злость на маршруты Google и кайф в Румынии - в финальной части путевых заметок белорусского "дядьки Черномора".

Материалы по теме:

Черноморканал. Часть 1. Как нетривиально съездить в отпуск

Черноморканал. Часть 2. "Доширак" в магазине стоит около доллара"

Девушка и Каспий. Путешествие, которым вдохновился Стас

- Продолжаем двигаться по средиземноморскому побережью! Гостеприимный Каш дарит на прощание такой вид на гавань благополучия и успеха.

Хотя встречаются и чьи-то нереализованные планы. Думаю, что в этих заброшках будет очень круто поставить палатку.

-3

Следующая моя остановка была в городе-курорте Олюдениз. Он известен своим природным сокровищем - Голубая лагуна. Удивительное по своей красоте место - сейчас застроено кафешками и заставлено лежаками. Вход платный, но и свободных мест почти нет. Пляж очень популярен у самих турков, иностранные туристы просто теряются на их фоне. Самое лучшее оставлено для своих же сограждан. Очень развиты дневные катания на лодках и - визитная карточка Олюдениза - параглайдинг!

-4

Турция - не Турция, если не побывал в Памукалле, особенно своим ходом! Отельчиков там переизбыток, можно и нужно торговаться. Так же можно полетать на параплане - стоимость около 25$ с серьезным торгом. Очень важный нюанс - GoPro дадут вам бесплатно, а вот за фото и видео с камеры попросят не меньше 20$! Меня со своей техникой пустили с большим неудовольствием.

-5
-6

Памукалле, конечно, очень интересное место. Голубая вода и ослепительная белизна соли требуют солнечных очков, а самостоятельное путешествие дает возможность увидеть курорт во всей красе и со всех сторон. Очень желательно приходить к открытию и заходить не со стороны, куда привозят туристов на автобусах. Организованные экскурсии - это катастрофа. Вот как выглядит место куда сразу впускают группы. 

-7

На Стамбул! "Девушки в хиджабе не стесняясь обнимаются со своими бойфрендами"

Ни в кое случае не тратьте деньги на бассейн Клеопатры - полный развод. Людей там как сельди в бочке, последние замеры полезных веществ в воде проводились 4 года назад, да и есть возможность набрать этой "целебной" воды абсолютно бесплатно - ручные насосы стоят возле самого источника. Еще очень важная достопримечательность - амфитеатр древнего Иераполиса! Похлопайте в ладоши внизу - очень интересный акустический эффект и не противозаконно.

-8

Дальше маршрут был в направлении Стамбула.  Доехав до портового города с забавным названием - Тандырма - уже следующим утром я выплыл на пароме в Стамбул. 

-9

Пару часов по мраморному морю и уже видна панорама бывшей столицы империй!

-10

Передвигаться по городу на байке, а тем более на машине идея - не самая удачная. В Стамбуле нужно ходить пешком -он очень живой и контрастный, и только официальных достопримечательностей на пару дней активных исследований! 

-11
-12

Для меня это город запутанных узких улочек, множества добрых кошек, уличных музыкантов и уютных кафешек! 

-13
-14
-15
-16

В некоторых районах за банку пива в руках вас смерят ненавистным взглядом, но вечером - например на набережной Босфора - местная молодежь расслабляется совсем по-европейски. Молодые девушки в хиджабе не стесняясь обнимаются со своими бойфрендами, общаются на прекрасном английском, критикуют власть и пьют вино из пластиковых стаканчиков.

-17
-18

Стамбул был той идеальной вишенкой на вершине торта! Турция останется для меня прекрасной и гостеприимной страной. Да, она не так бюджетна как Грузия с Арменией, но оно того стоит. Здесь сотни интересных мест, тысячи километров дорог, а за почти месяц путешествия я не встретил ни одного по-настоящему проблемного человека. Очень рекомендую прокатиться!

Греция. "Порадовало определение "качественная дорога"

Турцию я покидал на погранпереходе в Ипсале в направлении Греции. Это уже была шенген зона и я приготовился к серьезным процедурам как на литовской границе. Но все что потребовалось - это паспорт и техпаспорт на байк! Никакие остальные документы не смогли оторвать пограничника от игры в телефоне. 5 минут и я на родине демократии! 

Начиная свое путешествие, я поставил себе определенную финансовую планку и зависел только бюджета. В Греции, прикинув баланс, я понял, что если двигаться на юг страны к основным достопримечательностям,то придется экономить на спичках, а потому построил маршрут в глубине страны, и подальше от качественного и скоростного, но скучного автобана. Греческая глушь оказалась очень красивой: гористой, покрытой густыми лесами и пустынными дорогами.

-19
-20

Я вбивал в навигатор заковыристые пути, а Google в очередной раз порадовал своим определением "качественная дорога".

-21

По этим гравийкам я плутал в абсолютном одиночестве пару часов и в итоге уперся в обрыв. На обратном пути я встретил австрийца на BMW GS. У него был вбит тот же маршрут и он еще решался двигаться дальше или развернуться сразу. Ларс - так звали байкера - оказался студентом на каникулах. В Австрии молодым выпускникам дают время и стипендию на поиск себя - ему хватило на байк и путешествие в Грецию. Вспомнил свою "стипуху" в БНТУ и мне взгрустнулось. После привала, купания в ледяной горной реке и австрийского пива, мы разъехались каждый в свою сторону. Греческие деревушки колоритны - пенсионеры дома не сидят, но с общением туговато - английский знают немногие.

-22

Галопом по европам

Если дальше скрупулезно описывать каждую страну, мой дневник растянется до самого Нового года. Потому постараюсь описать только ключевые моменты, а при необходимости отвечу в комментариях или в личке.

Дальнейший маршрут был построен в сторону адриатического побережья Албании. Небольшой транзит по Болгарии запомнился, если не брать во внимание природу, нищетой и разрухой. Но потенциал для путешествий огромный, учитывая размеры страны и достаточную дешевизну. 
Небольшую Македонию я проехал вдоль за один день. Страна совсем небогатая, машин немного, карточки принимают в случайных местах, но самые вкусные персики я пробовал именно там. 

-23

Так же встречаются развалины Римской империи. Реставрация идет полным ходом, а вход стоит копейки.

-24

Но главная достопримечательность страны - это озеро Охрид и одноименный город на берегу. Сюда съезжаются любители культурного отдыха и невысоких, относительно морского побережья, цен. Вдоль озера прекрасная инфраструктура: пляжи, шезлонги, сервис и чистейшая вода. Есть несколько кемпингов.

-25
-26

Албания. Злюсь на Google

Дальше была Албания - страна бункеров, мерседесов и темного коммунистического прошлого. Это прошлое оставило страну без дорог, промышленности и интеллигенции. Однако природное богатство впечатляет! Очень рекомендую трассу SH71. Ну как трассу - направление. Красота вдоль дороги впечатляет, сама же дорога как следует встряхнет подвеску вашего транспортного средства.

-27
-28

Действующая (!) железнодорожная станция в городе Дуррес и подвижной состав. Поезд слева отправился через 2 минуты. 

-29
-30

Но при очень большой разрухе вокруг, страна активно восстанавливается. Строятся дороги и отели. Туристические перспективы здесь огромны и уже сейчас большинство поваров в местных кафе коренные итальянцы. Вот люди присматриваются к площадке под строительство. Дорогу уже начали строить и место перспективное. 

-31

Но большинстве своем картинка напоминает легкий постапокалипсис. Хотя в этом есть свой адреналин.

-32

А в поисках приключений я снова заставил Google проложить маршрут через маленькие деревушки. 50 километров пути он прогнозировал проехать за 3 часа. Он естественно ошибся - я ехал их 4. 

-33

Поначалу причиной остановок были только шедевральные пейзажи. То, что вместо асфальта была гравейка только добавляло удовольствия от езды -настоящее бездорожье! Я очень хотел бы прокатиться здесь на своем прошлом мотоцикле -легком эндуро Honda XR250.

-34

Дорога достаточно уверенно шла в гору, держать байк становилось все труднее, и когда по пути встретилось небольшое село, я задумался о том, не повернуть ли обратно. Естественно, я поехал дальше. На выезде из села навигатор стал сходить с ума, а дорога перестала быть различимой и превратилась в уходящие в разные стороны тропинки и направления. Несколько раз упирался в обрывы, абсолютные тупики или становилось понятно, что проехать можно только на лошади.

Дело было как раз на перевале, налетело облако и стал накрапывать мелкий, но дождь. И без того размытая дорога стала напоминать каток. Начались первые падения на скользких камнях, поднимать байк весом под 270 килограммов в размытой ручьем колее оказалось той еще физкультурой. Вниз ехать было абсолютно невозможно - дорожная резина скользила и были все шансы свалиться уже в пропасть. Оставалось только вверх - только за горизонт. 

Надеясь увидеть за каждым изгибом этой хард-эндуро трассы прямой участок я чувствовал, как подкатывает злобное отчаяние и желание бросить все- искать среди местных джип и пускай они тащат мой байк вниз за любые деньги. Вспоминал как приятно ездить по ровному асфальту на круизере и обещал себе не уезжать дальше чем на обочину от ровного дорожного покрытия! Проклинал политику Энвера Ходжи, который пустил весь бетон на бункеры вместо дорог. Злился на Google, который обозначил все эти партизанские тропы как дорогу. Похожее состояние было только, когда я заблудился в пещере в Армении. Но вот первый уклон вниз, туча с дождем осталась за спиной и резко засветило солнце. Повалившись еще пару раз, через какое-то время я вырулил на эту "автостраду".

-35

Спуск вниз, асфальт, который хотелось целовать, и через час я уже объезжал очередь в пару километров на въезд в Черногорию.

Албания - страна сюрпризов. Невероятные пляжи и лагуны, дикие комиссии в банкоматах и полное отсутствие асфальта на некоторых участках дорог, недорогие фрукты и дешевое вино. Сюда надо ехать на внедорожнике за диким отдыхом и красивой природой.

-36

"Цвет воды - не фотошоп"

В Черногории меня ждал товарищ с культурной программой на пару дней. Программа включала в себя небольшой круг по стране через город Жабляк. Сразу впечатляет качество местных дорог! Вокруг горы и обрывы, а асфальт под линеечку. Количество мототуристов выросло в разы, порой не всегда успевал поздороваться.

-37

Национальный парк Дурмитор - место пешеходного туризма, горных озер и пещерами с вечной мерзлотой. Очень приятная туристическая тусовка, адекватные цены и пейзажи вокруг. На пару дней стоит там задержаться.

-38
-39
-40

Еще одна достопримечательность - мост Джурджевича. Место достаточно изъезженное, главная дополнительное развлечение -это zipline, или катание на тарзанке. На ней я благополучно застрял ровно над пропастью и процесс моего "спасения" встряхнул эту туристическую идиллию.

-41

Но если мост, вполне можно пропустить, то прокатиться по самой красивой дороге Черногории - трасса Р14 Жабляк-Плужине - нужно обязательно! Возле главных обзорных точек устроены стоянки, и даже выстраиваются небольшие очереди любителей прекрасного. Фотографии передают лишь малую часть. Цвет воды действительно такой - это не фотошоп.

-42
-43

Хорватия отличилась городом Дубровник - средневековый архитектурный шедевр, место съемок "Игры престолов" и запредельными ценами.

-44

В Боснии и Герцеговине - дешевый, на фоне соседей, бензин, забавная валюта и водопад Kravica. Вода холодная, скользкие камни, но полазить и понырять очень интересно.

-45

А в Сербии я посетил одно из лучших мест для "подумать".

-46
-47

Румыния. "Едем и балдеем от процесса!"

Страны бывшей Югославии при, казалось бы, небольших расстояниях сильно отличаются экономическим процветанием, отношением друг к другу - политические вопросы лучше не поднимать - и дорогами! Природа везде прекрасна, сам процесс езды уже доставляет кайф, а к мототуристам во многих местах более лояльное отношение. Население, в большинстве своем очень дружелюбно и открыто к общению. Незнание английского компенсируется легким пониманием белорусского языка. Недорогие фрукты, вино и отсутствие ограничений на установку палатки отлично дополнят путешествие.

Румыния - это в первую очередь Трансильвания! И замок Дракулы - от него мало чего осталось - это только начало области. Знаменитые Трансфагараш и Трансальпина вполне заслуженно получили титулы одних из самых красивых серпантинов Европы. Я попал на выходные и здесь было настоящее паломничество. От велосипедистов до автодомов. Пробки на несколько километров. 

Люди разбивают палатки в самых неожиданных местах. Пикники устраивают прямо на обочинах. И все это максимально культурно. Нет мусора, вырубленных на дрова деревьев, обгонов заторов по обочине - двухколесный транспорт здесь имеет приоритет. Количество мотоциклистов переваливает за сотни: от мопедов до огромных Харлеев. На самом перевале много магазинов с туристической мелочью и несколько гостевых домов. Атмосфера очень напоминает пионерский лагерь.

-48
-49
-50

В интернете много устаревшей информации про ужасный асфальт и отсутствие инфраструктуры. Сейчас там все прекрасно - смело едем и балдеем от процесса!

А финишем моих приключений стали соляные шахты - Salina Turda.  Это лучший пример того, как можно использовать отработавшие свое промышленные объекты в туристических целях. Главное успеть к открытию, чтобы не стоять в очередях.

-51
-52
-53

В украинских Карпатах я был около десяти раз, а потому они для меня были теперь только дорогой домой. 

***
Много текста, фото и видео осталось вне этой серии статей. Прошло пару месяцев, а впечатлений все еще уйма. Мотоцикл оказался надежнейшей машиной и серьезная поломка была только одна - сгорел стабилизатор напряжения. Сухие цифры: 13000 километров, 14 стран, 52 дня и 3000$.

Стас ГОНЧАРУК
Фото автора
Специально для ABW.BY