Найти тему
Идеономика

«Представьте их голыми!» 6 самых дурных советов для ораторов

Никогда не следуйте этим рекомендациям

«Нервничаете перед выходом на сцену? Представьте слушателей в нижнем белье!»

«Не знаете, как привлечь внимание публики? Пошутите, разбейте лед!»

Чтобы стать хорошим оратором, вам нужно понимать не только что нужно делать, но и чего делать не нужно — в частности, не нужно следовать популярным, но неправильным советам, пишет Анетт Грант из Fast Company. Вот шесть таких идей, которые кажутся полезными, но на самом деле могут нанести немалый вред вашему выступлению.

Плохая идея №1: Представить слушателей голыми, чтобы справиться с волнением

Это классический совет для ораторов, но это полная чушь. Вы не перестанете волноваться, воображая аудиторию без одежды. Наоборот, вы почувствуете себя еще более странно, и полет вашего воображения будет вас отвлекать — а это отнюдь не способствует хорошему выступлению. Эта древняя идея опирается на ложное представление: во время представления мы нервничаем, потому что чувствуем неравенство (их много, а вы одни), и если слушатели будут выглядеть не так угрожающе, вы наберетесь уверенности. Но это слишком примитивное представление. А преодолеть волнение вполне можно, но для этого нужны более серьезные усилия, чем просто фантазии.

Плохая идея №2: Чтобы завладеть вниманием людей, нужно повысить голос

Если кто-то говорит, что вам нужно усилить свое присутствие в аудитории, это совсем не значит, что нужно говорить громче. Впечатления от вас как спикера практически не связаны с громкостью вашего голоса. Они зависят от того, насколько вы сосредоточены, вошли ли вы в нужный ритм и имеет ли ваша речь смысл для аудитории. Даже люди с тихим голосом в состоянии демонстрировать полную уверенность и авторитет.

Плохая идея №3: Сразу разбейте лед

Действительно, одна из главных проблем публичных выступлений — это как начать. Как сразу захватить внимание слушателей? Многие советуют сразу разбить лед — например, пошутить. Проблема, однако, в том, что в начале выступления аудитория холодна к вам, она еще не готова смеяться. Даже лучшим комикам нужен разогрев, чтобы слушатели вошли в нужное состояние. Хороший способ привлечь внимание аудитории с самого начала — это заговорить о чем-то важном для ваших слушателей. О том, что они хотят услышать — для чего они пришли сюда.

Плохая идея 4: Ходите туда-сюда

Когда Стив Джобс достиг пика своей популярности, многие начали имитировать стиль его выступлений, особенно привычку расхаживать по сцене. Но Джобс был уникальным харизматиком, а у большинства ораторов ситуация иная: когда человек ходит по сцене туда-сюда, это отвлекает аудиторию от сути разговора. Движения на сцене — теоретически мощный инструмент, но они не помогают оратору расслабиться. Их нужно использовать стратегически, чтобы помочь аудитории вникнуть в ваши тезисы.

Плохая идея №5: Глубоко вдохните, прежде чем начать

Это еще один распространенный совет, который якобы помогает справиться с волнением и успокоиться. Но на самом деле это довольно глупо. Что происходит, когда вы делаете глубокий вдох? Вы задерживаете дыхание, а значит, напрягаетесь, и ваш голос становится более жестким. Так что вдохнуть надо не сильно — а на чем надо сосредоточиться, так это на спокойном, растянутом выдохе.

Плохая идея №6: Если вам предстоит важная презентация, купите новый костюм

Некоторым кажется, что новая классная одежда придает уверенности во время выступлений, но обычно это не так. На сцене нужно чувствовать себя комфортно. Вы же не станете надевать совершенно новые ботинки в долгий поход на природе, правда? Вы наденете те, в которых вам удобно. И когда вы выступаете на важном мероприятии, новая одежда может причинить вам какой-то дискомфорт и отвлечь от выступления.

Эти шесть дурных советов, разумеется, затрагивают важные проблемы: волнение, присутствие, начало речи, движение, дыхание, одежда. Это реальные проблемы, с которыми многие сталкиваются, выходя на сцену. Но чтобы разрешить их, нужно понимать, каких вредных советов стоит избегать.