Найти тему
Константин Смолий

Города ищут лицо

Каким будет дальнейшее развитие городов? Способствует ли развитию российского города нынешняя политическая система? В ситуации кризиса централизованной модели управления государством повышается интерес к различным формам самоуправления городов и регионов, поиска ими своей, индивидуальной стратегии развития.

Поиск пути развития – актуальная проблема для многих городов и регионов, особенно стагнирующих. Централизация управления в последние годы и даже десятилетия возрастала, но тот ли это путь, который нужен городу и региону для выхода из кризиса? Отвечает ли это мировым тенденциям в муниципальном управлении, или самые успешные города давно идут другим путём?

На мой взгляд, среди мировых трендов можно выделить децентрализацию государств и территорий. Во всём мире происходит либерализация отношений между центром и территориями, ослабление механизмов власти и контроля. Крупнейшие города всё менее являются объектами курирования национальных правительств, государственная власть не хочет отвечать за города и формировать их городскую политику.

Одна из существенных причин этого – значительное удорожание «стоимости» города. Если раньше правительство могло «содержать» город, ведь его расходы были ему вполне по силам, то сейчас это получается с трудом. Равное и одинаковое развитие городов теперь никакому правительству не под силу. Но если правительства потихоньку «отпускают» города на вольные хлеба, они должны дать им возможность зарабатывать самим. Во всём мире так и происходит, поэтому города вынуждены думать, как им жить и на какие средства развиваться.

Однако города в условиях децентрализации вовсе не оказываются замкнутыми в своём локальном региональном пространстве. Обрезав «пуповину» вертикальной связи с федеральным центром, города налаживают горизонтальное взаимодействие друг с другом, оказываясь, фактически, не в региональном, а в глобальном пространстве. А конкуренция здесь огромна, ведь каждый город мира стремится найти своё лицо, стать привлекательным для жителей и тех, кто хочет ими стать. Возможно это, опять же, только в рамках реализации собственной, индивидуальной модели развития. Но главное – город должен выработать собственную идею. Город без идеи – это не город, а место. Или большая деревня.

-2

В России же эти тенденции реализуются слабо. Причиной тому – особенности нашей политической и финансовой системы, а именно – вертикали власти, которая уже дошла до муниципального уровня. Федеральное правительство не спешит давать городам зарабатывать самим, при этом часто перекладывая на них свои социальные обязательства. А при налоговом прессе, без собственных источников финансирования, в ожиданиях дотаций из центра, какая может быть индивидуальная линия развития? Притом нынешняя система в целях укрепления вертикали стремится устранить выборность исполнительной власти или сделать её сугубо формальной, а значит – ограничить главам городов свободу принимать самостоятельные решения. Однако поиск городом себя вне самостоятельной внутренней городской политики невозможен.

Тем не менее современные российские города всё-таки делятся на тех, которые ищут индивидуальные модели развития, и на тех, которые не ищут. Быть поисковым городом в сегодняшних политических условиях довольно рискованно. Но всё равно уже сейчас видно, что российские города отличаются друг от друга по уровню богатства. Различия сложились, и в случае децентрализации на первом этапе они могут только усугубиться, ведь многие регионы за «эпоху вертикали» попросту разучились ставить собственные цели и вырабатывать решения. Однако развитие внутренней политической жизни будет способствовать поиску своего пути к успеху. Скажем, во многих европейских городах есть муниципальные выборы, а устойчивость политической системы города и её способность находить пути решения проблем основаны на непримиримости внутригородской партийной оппозиции. В таких городах разные силы веками спорят друг с другом, но их политические системы оказываются, как ни парадоксально, по-настоящему стабильными, а сами города – успешными.

Вероятно, и нам придётся рано или поздно отказаться от общей «городской политики» в пользу отдельных «политик городов». Если федеральное правительство неспособно обеспечить единый для всех городов уровень благополучия, то города должны попытаться обеспечить себе этот уровень самостоятельно. Да, отправиться из тихой, пусть и не слишком уютной гавани в большое плавание по непредсказуемым волнам бывает страшно, но любому птенцу приходится рано или поздно вылетать из гнезда, в полёте тренируя крылья. Город – как человек: он должен «стать взрослым», научиться ставить собственные цели, обеспечивать себя средствами к существованию, управлять собой и нести ответственность за свои решения.