Найти в Дзене

Двигатель будущего или новый “перпетуум мобиле”

Материал на сайте

В минувший вторник, 12 сентября медиапространство всколыхнула новость о том, что в Китае проходит испытания двигатель, который работает вопреки законам физики и позволяет достигнуть Марса за несколько недель.

Meduza отмечает, что источник новости - британский таблоид Daily Mail, который ссылается на сюжет китайского телеканала CCTV2. В сюжете говорится, что китайские ученые построили двигатель, способный работать на электромагнитных волнах, не используя топливо.

Двигатель EmDrive - очень давняя тема для громких заголовков в СМИ. Концепцию двигателя впервые предложил инженер Роджер Шойер в 2001 году. Это устройство, работающее на базе микроволнового излучения, представляет собой особую коническую камеру-резонатор, к которой подключен мощный магнетрон – источник микроволнового излучения. При определенной геометрии этого конуса, устройство будет загадочным образом двигаться в сторону узкой его части с крайне малой, но силой, если внутри конуса будут "гулять" микроволны.

Двигатель EmDrive - очень давняя тема для громких заголовков в СМИ. Концепцию двигателя впервые предложил инженер Роджер Шойер в 2001 году. Это устройство, работающее на базе микроволнового излучения, представляет собой особую коническую камеру-резонатор, к которой подключен мощный магнетрон – источник микроволнового излучения. При определенной геометрии этого конуса, устройство будет загадочным образом двигаться в сторону узкой его части с крайне малой, но силой, если внутри конуса будут "гулять" микроволны.

Фото первой версии EmDrive от Роджера Шойера. (Источник: Lenta.Ru)
Фото первой версии EmDrive от Роджера Шойера. (Источник: Lenta.Ru)

Проверка идеи Шойера рядом физиков-профессионалов привели к неожиданным для ученых результатам - оказалось, что изобретение действительно работает. Одной из самых громких публикаций по итогам многочисленных исследований была публикация группы ученых одного из исследовательских центров NASA под руководством Гарольда Уайта, работа вышла в 2014-м. С тех пор сообщения о новых исследованиях EmDrive появлялись не единожды, и всякий раз ученые объясняли, что все эти новости не имеют серьезных оснований.

Мнение "за"

Все тот же Daily Mail еще в 2016 году процитировал исследование финских физиков опубликованное в журнале AIP Advances. Lenta.Ru привела краткий перевод публикации. Тяга EmDrive объясняется деструктивной интерференцией микроволн (то есть гашением волн - наложением колебаний с противоположными фазами). Издание отметило, что природу явления удобно пояснить на примере деструктивной интерференции волн на поверхности воды. В этом случае минимум одной волны накладывается на максимум другой, и на поверхности они незаметны. По мнению ученых, направление тяги определяется асимметричной геометрией полости EmDrive. Если бы она была симметричной, тяги бы не возникло. Ученые отмечают, что любая асимметричная полость двигателя способна воспроизвести тягу.

Фото первой версии EmDrive от Роджера Шойера. (Источник: Lenta.Ru)
Фото первой версии EmDrive от Роджера Шойера. (Источник: Lenta.Ru)

Мнение "против"

Meduza приводит мнение физика Дмитрия Мамонтова, который называет EmDrive “ерундой” и сравнивает принцип его действия с усилиями барона Мюнхгаузена, который вытянул сам себя за волосы из болота: “Для того, чтобы двигатель что-то двигал - ракету или самолет, - ему нужно выбрасывать рабочую массу. Все знают, как это отлично работает в ракетных двигателях. … Но огонь тут не обязательно нужен: есть игрушка, водяная ракета - работает на том же принципе. А без выброса массы - это Мюнхгаузен”.

Мнение "может быть"

Физик Брайс Кассенти из университета Коннектикута (США), которого цитирует РИА Новости, считает, что все последние заявления китайских ученых об успешном создании и испытании EmDrive, скорее всего, основаны на ошибочных данных, но при этом само устройство в любом случае не нарушает законов физики: “Даже если EmDrive работает, он вряд ли будет нарушать существующие законы физики - скорее всего, его работа будет объясняться какими-то эффектами, укладывающимися и в выкладки Ньютона, и в общую теорию относительности, о которых мы пока не знаем. Окончательная проверка его работоспособности, как подчеркивает ученый, будет возможна лишь в космосе, где на работу двигателя не будут влиять другие силы. В таком случае инженеры смогут точно измерить реальную силу тяги и проверить, может ли EmDrive действительно открыть дорогу для путешествий в дальний космос”.

Роджер Шойер - создатель концепции EmDrive. (Источник: pvsm.ru)
Роджер Шойер - создатель концепции EmDrive. (Источник: pvsm.ru)

Таким образом, можно сделать вывод, что китайские ученые просто реализуют на практике спорные, но важные с точки зрения подтверждения или опровержения  мифа, испытания EmDrive. Вера во многие общепринятые сегодня концепты также изначально подвергалась сомнению, но в итоге они смогли изменить наши представления о мире.