Что делают кошачьи на триптихе «Сад земных наслаждений» и как это понимать?
Главный хит Иеронима Босха населен невиданными, удивительными существами. Но нас интересуют котики и их ближайшие родственники.
На левой створке таковых двое. Эту створку называют райской, но посмотрите, что представители кошачьих (и не только они) делают! На заднем плане лев перекусывает молодым оленем. А на переднем дикая кошка несет в укромное местечко свое лакомство – нет, это не мышь, а какое-то земноводное: такие же чуть повыше выбираются на сушу из воды.
Но ведь в раю агнец должен – цел и невредим - лежать рядом со львом, а не у него в желудке! Что Босх имеет в виду, позволяя хищникам утолять голод прямо в Эдемском саду?
Как и всегда в случае с Босхом, у толкователей в распоряжении имеются только версии. Возможно, Босх дает понять, что обитатели рая не были безгрешны никогда, даже до того, как я Ева протянула Адаму плод с дерева познания. Возможно, хищники – это спойлер для человека: вот каким тебе предстоит стать.
Имеются кошачьи и на центральной части триптиха. Обратите внимание на обнаженных всадников, гарцующих вокруг озера с купальщицами. Среди животных, которых они оседлали, есть хищники, похожие на представителей рода пантер.
Что это за странный хоровод?
В Нидерландах времен Босха верховая езда была эвфемизмом совокупления. Так что перед нами – брачные игры, вихрь, вовлекающий человека в разврат. Увы, средневековый человек, по аналогии со случившимся в Эдеме, всю вину возлагал на женщин: мол, это они втягивают мужчин в распутство. Мы видим, как из озера (справа) одна дамочка уже выбирается на берег, чтобы пуститься во все тяжкие.
Ну, а разнообразные звери подчеркивают порицание сладострастия: они символизируют похоть, низменные (животные) инстинкты.
Немного теории: Ни одно произведение Босха не имеет авторского названия. Все они придуманы после его смерти – надо же было что-то писать в каталогах и научных статьях с толкованиями. «Земляничная картина», «Грехи мира», «Похоть» - под такими именами в разное время в разных документах фигурировал триптих, за которым теперь закрепилось название «Сад земных наслаждений». Триптих был частью личной коллекции испанского короля Филиппа II Габсбурга – большого поборника морали и христианских ценностей: видимо, он видел в этой яркой фантазии прежде всего нравоучение и предостережение, наглядное пособие для проповеди. По большому счету, этого же мнения придерживаются и все серьезные исследователи Босха.
Как он сумел все это придумать? Тут могут быть варианты. У него просто была хорошая фантазия. Он умел перевести на холст слухи о людях, животных и растениях, населяющих Индию и свежеоткрытую Америку. Его вдохновил заказчик, который попросил сделать картину-ребус, нашпиговав ее загадками и намеками. Да, может, он просто белены объелся – в смысле, хлеба с галлюциногенной спорыньей. Все это нюансы. А главное заключается в том, что донести до нас Босх хотел одну простую мысль: эй, животные, да будьте же вы людьми!