На этот вопрос собственники бизнеса отвечают по-разному. Однако безусловным лидером всегда является ответ «мой клиент — мужчина/женщина 25-55 лет».
Вы тоже представляете своего покупателя именно так?
Тогда у меня для вас есть две новости — хорошая и плохая.
Хорошая новость — вы не одиноки :) Похожим образом описывает своего потенциального клиента большинство российских компаний. В том числе крупных компаний, которые содержат целый штат специалистов по маркетингу.
Плохая новость — это описание не работает.
Гарантированный способ завалить продажи
Кто такие «мужчины и женщины 25-55 лет»?
Ответ на этот вопрос неизвестен. Это может быть замученная бытом и детьми домохозяйка Надежда из Липецка. Или Сергей — оптовый продавец. А может быть доктор Ганнибал Лектор, потому что он тоже подходит под это описание;)
Пытаться продавать без знания особенностей и потребностей покупателя — это все равно что охотиться в лесу ночью с завязанными глазами. Шансы поразить цель минимальны.
Допустим, вы продаете холодильники.
Сергея как оптового покупателя интересует низкая закупочная цена, широкий ассортимент и наличие на складе.
Для Надежды важна низкая стоимость, доставка на дом в удобное время + крепкие грузчики, которые бесплатно поднимут покупку на 16 этаж без царапин и сколов.
Доктор Лектор купит холодильник за любую цену, однако ему нужен уникальный экстерьер и размер…примерно в человеческий рост ;)
Обратите внимание, что потребности этих трех групп покупателей почти не пересекаются. Очевидно, что и предложения, удовлетворяющие их, будут значительно различаться.
Запомните главное правило: предложение всегда разрабатывается под конкретного клиента. Продавать всем всё — это худший из возможных подходов.
Только четко определив портрет потенциального клиента, выяснив его страхи и потребности, вы сможете сделать клиенту предложение, от которого он не сможет отказаться.
Как узнать, что нужно вашему покупателю
Чтобы выяснить, кто ваш потенциальный клиент и каковы его потребности, используйте метод персонажей (аватаров).
Этот метод поможет правильно сегментировать целевую аудиторию, составить ее так называемый портрет и выявить основные потребности.
Персонаж (аватар) — это обобщенный образ вашего покупателя. Суть метода персонажей заключается в том, чтобы понять, что нужно каждому конкретному потребителю.
Изучив свою аудиторию, вы получите несколько разных персонажей с уникальными потребностями, которым интересны абсолютно разные предложения — так называемую карту персонажей.
На ее основе вы легко сможете сформулировать идеальное торговое предложение и создать посадочную страницу.
5 простых шагов к идеальному предложению
Для создания карты персонажей вам понадобится:
- Алгоритм разработки карты
- Любая программа для построения интеллект-карт (XMind, FreeMind, MindMeister)
- 3-4 часа мозговой активности:)
Алгоритм разработки карты довольно прост. В нем всего 5 пунктов.
- Определяем персонаж и описываете его свойства.
- Описываем потребности.
- Описываем факторы принятия решения (важные и второстепенные).
- Формулируем выгоды на основе потребностей и важных критериев принятия решения.
- Разрабатываем оффер для каждого персонажа.
Сейчас я покажу, как это сделать на примере.
Свойства персонажа (особенности)
Особенности — это описание персонажа. То, каким вы его видите.
Это не обязательно половозрастная характеристика и демографические признаки. Это живое описание, благодаря которому вы сможете представить своего персонажа в деталях. Шаблона для таких описаний не существует, они могут быть совершенно разными!
Пример:
Переносим свойства в майнд-карту:
Подробное описание каждого вашего персонажа даст ключевое понимание его настоящих потребностей.
Потребности персонажа
Первым делом необходимо понять, для чего клиент покупает ваш продукт (вспомните крылатую фразу: «Клиент покупает не сверло, а дырки в стене»).
Бизнесмен хочет не получить дизайнерский интерьер, а похвастаться перед друзьями стильной квартирой.
Студент Коля хочет не пиццу, а быстро утолить голод.
Примерный семьянин, отличный муж и отец хочет купить не телефон, а возможность поддерживать связь с семьей, пока он в командировке.
Думаю, логика понятна.
В случае с нашим персонажем конечной целью является не обучение языку, а потребность поднять свой статус среди друзей и одноклассников, ощутить себя особенной, научиться читать мангу в оригинале, поехать в конкретную страну и т.д.
Переносим это в майнд-карту:
Факторы принятия решения
Факторы (критерии) принятия решения — это то, что оказывает влияние на решения клиента купить ваш продукт. Основных критериев три:
- Сервис
- Цена
- География
Для Даши основными критериями будет цена (недорого) и форма подачи материала (понятно, интересно).
Важно помнить еще один момент. Как и потребности, критерии их удовлетворения подразделяются на важные и второстепенные. И сосредоточиться нужно в первую очередь на важных.
Например, для Даши второстепенным критерием является география. После уроков она с удовольствием приедет к любимому преподавателю на другой конец Москвы. А вот для работающей матери двоих детей этот фактор будет очень важным.
Формулируем выгоды
Данный этап является ключевым для создания идеального предложения. Принцип довольно прост — из каждой потребности и критерия принятия решения формулируется одна выгода.
Покажу на примере:
Аналогично формулируете выгоды для каждого пункта.
В результате вы получаете полностью проработанную карту персонажа, на основании которой легко сформулируете оффер и которая послужит вам основой для создания посадочной страницы.
Для Даши предложение может звучать так: «Увлекательные уроки иностранного языка, с помощью которых ты сможешь читать мангу и аниме в оригинале уже через 3 месяца».
После этого вы возвращаетесь к первому пункту алгоритма и проделываете это для КАЖДОГО персонажа.
Что делать, если персонажей много?
У каждого человека есть собственные потребности и критерии выбора, поэтому для каждого персонажа необходимо формулировать свое предложение, исходя из его запросов и выявленных потребностей.
И под каждое предложение в идеале должен создаваться новый лендинг.
Если персонажи из целевой аудитории похожи, например, это мужчина 20–25 лет и мужчина 25–30 лет, то следует предположить, что на 70 % их потребности и критерии схожи, а на 30 % различаются. В таком случае стоит объединить их и постараться сделать одно предложение универсальным для нескольких схожих персонажей. Их также можно объединить в классы типовых персонажей.
Важно учитывать, что первый критерий выбора персонажа — тот факт, что он является «лицом» вашей целевой аудитории.
Подведем итог
- Самый простой способ завалить продажи — считать своего клиента неопознанным мутантом. Нельзя продавать всё и всем. Предложение всегда создается под конкретного человека.
- Чтобы создать идеальное торговое предложение, нужно знать особенности, потребности и критерии принятия решения этого человека. Для этого отлично подходит метод персонажей.
- Персонаж (аватар) — это обобщенный образ вашего покупателя. Изучив свою аудиторию, вы получите несколько разных персонажей с уникальными потребностями, которым интересны абсолютно разные предложения — так называемую карту персонажей.
- Для каждого персонажа необходимо формулировать свое предложение, исходя из его запросов и выявленных потребностей. Если это невозможно по финансовым, временным или иным соображениям, выделяйте ключевого персонажа. Основной критерий выбора персонажа — то, что он является «лицом» вашей целевой аудитории.
- На основании хорошо проработанной карты персонажей легко сформулировать оффер и создать эффективную посадочную страницу.
Давайте дружить!
Получите анализ вашей ниши — оставьте заявку на сайте.
Мы составим подробный медиаплан рекламной кампании и предложим несколько вариантов создания системы привлечения клиентов.
Источник https://convertmonster.ru/blog/