Когда мы начинали работать с бизнес-компаниями и их владельцами в 90-хх, то тема религии была совершенно не актуальна. Но постепенно мы сталкивались с тем, что все большее число владельцев бизнеса стали к этой теме относится всерьез. Вера все больше становилась значимой ценностью. Конечно, это совпадало с общим трендом времени: все больше людей приходило к вере.
Однако, вопрос про роль веры для бизнеса – не простой. В большинстве случаев мы видели, что религиозность становится частью корпоративной культуры компаний там, где владельцы включены в религиозные отправления. При этом в каких-то бизнесах в кабинетах владельцев висят иконы, и больше никак не обозначена религиозность хозяев. Где-то мы встречали благотворительную деятельность: от издания книг религиозного содержания – до инвестирования в строительство храмов. Бывали и такие ситуации, когда храмы строились прямо на территории, занимаемой бизнес-организацией. А в каких-то случаях даже приходилось наблюдать, как в требования к отбору людей в компанию включался пункт о той или иной конфессиональной принадлежности кандидатов.
Связано ли это с успешностью бизнеса? – Похоже, что для компаний среднего бизнеса, с которыми мы работаем, никак не связано. Потому что есть успешные и неуспешные в бизнесе религиозные владельцы, есть успешные и неуспешные владельцы-атеисты.