Самый эффективный способ борьбы с никотиновой зависимостью сегодня — просто не начинать курить. Зависимые курильщики пускай мучаются сами, а общество должно ограждать от курения тех, кто ещё не начал, но вот-вот начнёт, то есть подростков. Интересный способ сделать это обсуждается сейчас в Австралии: местное министерство здравоохранения планирует постепенно повышать возраст, начиная с которого можно покупать сигареты. В результате все нынешние курильщики все-таки смогут получать свой никотин, а вот люди, родившиеся в 2000-м году и позже, уже никогда не успеют дорасти до того возраста, в котором можно покупать сигареты.
Я понятия не имею, как можно убедить подростка не начинать курить. Мне кажется, что рассказы о вреде курения совершенно точно малоэффективны: смерть через 40 лет и смерть через 50 лет кажутся старшекласснику примерно одинаково недостижимыми. Напирать на косметические дефекты (желтые зубы, морщины и прочее), возможно, более эффективно, но тут очень важно не перегнуть палку: обычно подросткам говорят, что, мол, курильщики все время плюются, уже в 25 лет очень плохо выглядят и целоваться с ними никто не хочет, но подростки же смотрят вокруг и видят множество вполне симпатичных (пока ещё) курильщиков, с которыми общественность, в том числе некурящие, целуется с большим удовольствием – и как после этого верить пропаганде и выделять из нее рациональное зерно? Поэтому, если бы мне понадобилось разговаривать с подростком, я бы, пожалуй, рассказала о том, как катастрофически сигареты ограничивают нашу свободу.
В каком-то смысле никотиновая зависимость – это добровольное инвалидизация. Человек с сахарным диабетом первого типа вынужден постоянно думать о том, какой у него уровень глюкозы в крови и где он сможет спокойно сделать укол. Человек с никотиновой зависимостью находится практически в таком же положении: ему приходится непрерывно волноваться о том, есть ли у него сигареты, есть ли зажигалка, где он сможет покурить и когда.
У нас в жизни и так масса проблем: нам постоянно приходится есть, пить, спать и ходить в туалет. И тут мы своими руками создаем себе еще одну потребность и резко сужаем спектр потенциальных возможностей, потому что во всех своих действиях вынуждены ставить на первое место необходимость регулярно курить. Мы избегаем перспективных рабочих собеседований и длинных письменных экзаменов, потому что “невозможно же три часа делать тестовые задания и не курить”. В трансатлантических перелетах мы пользуемся никотинозаместительной терапией, потому что иначе летать на самолётах было бы невозможно в принципе, но даже с ней мы все равно отчаянно страдаем. Мы не можем спокойно посмотреть фильм, который продолжается дольше полутора часов, нам очень хочется его остановить и пойти получить свою дозу никотина, и все некурящие друзья героически нас ждут, но отчётливо нами недовольны и в следующий раз вряд ли позовут. Мы не можем поехать с молодым человеком в гости к его родителям, потому что они против курящих девушек, а скрыть курение совершенно невозможно. Да и спектр потенциально достижимых партнёров сужается, чего уж там: курильщиков действительно никто не любит, в лучшем случае с этим недостатком мирятся. Я полагаю, что умным подросткам следует посмотреть на взрослых курильщиков с брезгливой жалостью, осознать, что они дураки и испоганили себе жизнь, и постараться не попасть в эту ловушку.
Возможно, этот текст может показаться достаточно резким или не подкрепленным фактами, но лишь потому, что это выдержка из чудесной книги Аси Казанцевой “Как мозг заставляет нас делать глупости”. Я советую вам прочесть главы, касающиеся курения, независимо от того, курите вы или нет, бросили, или уже в десятый раз пытаетесь, но безуспешно! Эти главы, подкрепленные множеством любопытных научных исследований, помогут вам оценить ситуацию в целом и сделать выбор самостоятельно.
Автор: тренер команды Workout Натали Цховребова
Подписывайтесь на наш канал, чтобы получать больше полезной информации!