Найти тему
"Антирабство-Fedoroff"

Хотите провалить собеседование? Спросите меня как!

Привет!

Для начала печальный факт — большинство людей не умеет проходить собеседования. Причём проваливаются не только совсем зелёные кандидаты, которые идут на собеседование впервые, но и матёрые специалисты, которые много чего знают в своей области, а вот как проходить собеседования уже забыли.

Основная причина — отсутствие достаточной обратной связи. Люди просто не знают и не понимают, что они делают не так, почему им отказали, что такого они, в конце концов, сказали, что получили в ответ «нет»? Зато мы в «Антирабстве» отлично знаем, в чём дело, — и спешим на помощь!

Я уже писала о том, что мы создали новый крутой сервис «Формула успешного собеседования», который помогает открыть и преодолеть «рекрутёрский шлагбаум» на пути к работе своей мечты. Так вот, добились мы этого, задав 537 HR-специалистам простой вопрос: «Что в поведении или речи кандидата заставляет вас отказать ему после первого же собеседования?», а затем собрали ответы и начинили ими нейронную сеть, которая стала выдавать результаты. Нейросеть отлично научилась указывать на ошибки в мимике и жестах кандидатов, но поскольку она пока ещё маленькая и не может оценить главное — контентную часть — мы подключили к процессу наших кураторов. Именно то, что говорит человек, в большей степени определяет впечатление о нём — и наши специалисты подсказывают, что нужно улучшить в смысловой части презентации.

Главное — это быстро (вы получаете подробный отчёт в течение 24 часов), дёшево (не дороже двух чашек кофе) и действительно помогает выявить и исправить самые типичные и рапсространённые ошибки на собеседованиях. Например такие, какие делали Анна, Михаил и Лиля! О них сегодня и расскажу.

История первая, или карьерные амбиции

Как-то раз к нам в «Антирабство» обратилась Анна. Она уже несколько месяцев не могла найти работу, хотя регулярно ходила на собеседования. На самом деле, Анна отличный специалист. Не побоюсь этого слова — один из лучших в аналитике. Она знает свой предмет настолько хорошо, что не имеет никаких сомнений в своём профессиональном уровне. Это забавно, но именно с этой уверенностью и были связаны её основные проблемы на собеседованиях.

Дело в том, что когда вы приходите на собеседование, вы общаетесь не с экспертом в вашей области — рекрутёр может вообще ничего не знать ни про аналитику, ни про маркетинговые инструменты. Задача рекрутёра совсем иная: он является входным фильтром, который отсеивает неподходящих кандидатов. Рекрутёр смотрит на людей, оценивает степень их адекватности и соответствия общему духу компании. И решает, стоит ли пропускать этого человека на дальнейшие этапы, стоит ли вышестоящему начальству тратить своё дорогое время на то, чтобы вас собеседовать. Вот и всё.

Анна об этом не знала. Ей было известно другое: она — супер-профессионал, за которого компании должны бороться, а что рекрутёр не специалист в сложной бизнес-аналитике… Ну, кому это важно?

И на каждом собеседовании неизменно наступал момент, когда Анне задавали наипростейший вопрос о профессиональных навыках. Скажем, «Умеете ли вы пользоваться Excel?» И Анна так же неизменно чувствовала себя задетой таким вопросом: становилась в позу и реагировала неожиданным образом. Она начинала агрессивно приводить примеры тех огромных и успешных кейсов, над которыми когда-либо работала, и недоумевала, как вообще можно задавать специалисту её уровня такие нелепые вопросы…

Недоумение она испытывала и после, когда получала очередной отказ.

Причина простая — рекрутёры просто не могли считать из приведённых ею кейсов ответ на свой простой вопрос. Зато они видели другое: что Анна — очень агрессивная, недружелюбная женщина, которая не сможет выстроить отношения в коллективе и не готова к командной работе. Именно это впечатление раз за разом мешало ей пройти собеседование. И мы просто объяснили ситуацию, рассказали, что на самом первом этапе не нужно выдавать всю свою трудовую историю. Всё, что требуется — чётко отвечать на те вопросы, что задают, выдавая тот минимум информации, который необходим прямо сейчас. Дружелюбно и таким образом, чтобы было очевидно — вы действительно специалист.

Мы перестроили рассказ Анны о себе, облегчили его для понимания, убрали всю агрессию и объяснили, кто такой входной рекрутёр. Сейчас Анна работает в крупнейшем телекоме ведущим бизнес-аналитиком.

История вторая, или абсолютная честность

А ещё однажды к нам пришёл Михаил. У него была проблема — большой перерыв в работе, больше полутора лет он никак не мог устроиться на новое место. Когда он всё же доходил до редких собеседований, то на вопрос «Почему у вас такой большой перерыв в работе?» Михаил отвечал совершенно честно — что он просто никак не может найти новую. И получал очередной отказ.

Логика рекрутёра проста — если никому этот специалист не нужен, то и мы тоже сможем без него обойтись.

Что мы сделали?
Мы просто изменили его историю и посоветовали Михаилу говорить следующее: что на самом деле на последнем месте работы он был успешен и покинул его с большим выходным пособием. Поэтому сейчас он может позволить себе не выходить на первую попавшуюся работу, а искать ту, которая будет максимально соответствовать его требованиям. И дальше Михаил перечислял свои требования к конкретной компании.

Мы научили его быть активным, подсказали, что нужно говорить, чтобы у рекрутёра создавалось впечатление — этот человек хочет именно к нам, и он нам тоже подходит. Сейчас Михаил на работу вышел, работает менеджером по закупкам в небольшой компании — и это то, чего он хотел.

История третья, или неуместные вопросы

Моя любимая история! Лиля не была первой, кто обратился к нам с подобной проблемой, — огромное количество молодых девушек получает отказ на собеседованиях после вопроса о смене семейного положения и рождении детей. Вообще, надо понимать, что этот вопрос незаконен — вам не имеют права его задавать, он прямо нарушает трудовой кодекс. Однако если вы сообщите об этом в ответ на вопрос или просто откажетесь на него отвечать, результат будет один – вас гарантированно не возьмут. Не брали и Лилю.

Здесь я ни в коем случае не хочу оправдывать рекрутёров — это некорректный вопрос, но его продолжают задавать, и поэтому важно научиться отвечать на него правильно.

И мы научили Лилю говорить следующее: что сейчас она только-только закончила вуз и потратила такие-то ресурсы (деньги и время) на образование, поэтому в её ближайших планах на несколько лет — сосредоточиться на карьере, чтобы эти ресурсы не были потрачены впустую. Конечно, в отдалённых планах есть и семья, и дети, но на ближайшие 3–5 лет это не приоритет. И всё, предложение о работе не заставило себя ждать, потому что рекрутёр получил надлежащий, полный и адекватный ответ.

Тут нужно понимать: даже если в дальнейшем ваша ситуация сложится как-то иначе, вы никого не обманываете — приоритет приоритетом, но никто не знает, что в жизни может произойти.

К чему всё это?

Запомните: у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.

«Формула успешного собеседования» создана специально для того, чтобы рекрутёр остался в восторге после собеседования с вами. Мы сделали всё, чтобы показать основные ошибки на собеседованиях и научить людей их исправлять. И будем рады вам помочь!

Не забывайте, что если у вас есть вопросы, их можно совершенно бесплатно и, при желании, анонимно задать на форуме «Антирабства» — я отвечаю лично и в течение одних рабочих суток. А ещё подписывайтесь на наш канал вакансий в Телеграме — там мы публикуем лучшие предложения, отобранные вручную.

Хорошего дня!