Информационное агентство «Удмуртия» и Комитет по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики продолжают в рамках совместного спецпроекта «Столетние новости» рассказывать о жизни на территории республики через публикации газет 1917 года.
Подробнее о проекте можно прочитать здесь.
С отсканированными копиями газет, из которых взяты заметки и объявления для нашего спецпроекта, вы можете ознакомиться на сайте Комитета по делам архивов республики.
По данным Всероссийской переписи населения за 1897 год самым большим сельским населённым пунктом Российской империи был Ижевский завод Сарапульского уезда Вятской губернии (за ним на заводском Урале шёл Нижний Тагил, потом Воткинск, на юге России из шахтерского посёлка Макеевки стремительно рос будущий город Донецк - столица Донбасса).
По численности населения Ижевский завод превосходил многие губернские города (Вятку, Пермь, Уфу, Симбирск, Тамбов, Томск, Выборг и т.д.), тем более уездные, к которым относился и один из самых крупных уездных городов империи Сарапул, жители которого хлопотали о создании собственной Прикамской губернии.
Однако штат полиции в Ижевске, как сельском населённом пункте Сарапульского уезда, полагался небольшой. Это приводило к бытовым особенностям Ижевска: местному обычаю мужского населения повседневно, даже на завод, ходить с финкой за голенищем, жестоким «ледовым побоищам» в Масленицу с использованием холодного и огнестрельного оружия.
К 1917 году, всего лишь за один год, по материалам местной печати, численность Ижевска возросла с 40.000 человек до 150.000 человек. Подавляющее количество обитателей предреволюционного Ижевска были иногородними – военнообязанными рабочими из Петрограда, высланными из столицы за участие в забастовках, эвакуированными из Польши и других западных областей империи (волна еврейской местечковой миграции в Ижевск, латыши, эстонцы), военнопленными германцами и австро-венграми, окрестными крестьянами, мобилизованными для подсобных заводских работ.
В 1917 году дома Ижевска были переполнены приезжими (на свободных от постоя избах в окнах клеили белые бумажки, что значило – берут за деньги «наквасников»).
Переполненность Ижевска в 1917 году иногородними (в три раза больше, чем коренных жителей завода!) создавало социальное перенапряжение, требовало значительного увеличения штата полиции, а в гражданскую войну послужило основой для восстания «отсталого» и зажиточного местного населения против «сознательных» приезжих (рабочих из Петрограда), высмеивавших обуржуазившихся «ижевских крокодилов».
Материал подготовлен кандидатом культурологии Игорем Кобзевым при поддержке музея Ижевска.