Невский район занимает лидирующие позиции по количеству образовательной инфраструктуры: 61 школа и 97 детсадов на любой вкус. Новые жилые кварталы на Дальневосточном проспекте – в особом положении: в их окружении насчитывается 23 школы и 17 садиков. Причем не только в Невском, но в соседнем Красногвардейском и даже Центральном районе Петербурга.
Для родителей, кто присматривается к новым квадратным метрам Дальневосточного, мы исследовали качество ближайшей образовательной среды. В этом материале речь пойдет о школах. Мы составили собственный рейтинг школ с комментарием, а для более подробного изучения подготовили информационные карты о каждой.
Часть округа Правобережный, что на пересечении Дальневосточного проспекта, с ул. Коллонтай, на границе с Малой Охтой (Красногвардейский район), девелоперы избрали неслучайно. Рядом – сложившийся жилой квартал, развитая транспортная сеть – многочисленные маршруты наземного транспорта и две стации метро. Отличает место и непосредственная близость к центру города. Новый квартал застройки уже пополнился рядом крупных жилых проектов комфорт-класса, включая социальную инфраструктуру. В стройке – еще два: «Легенда Дальневосточного» (от LegendaDevelopment) и ЖК «Коллонтай» (от СК «ТЕМП»), которые будут готовы принять новоселов уже в 2018 году.
Школьная среда для юных новоселов дает выбор из 15 школ Невского района, 7 – Красногвардейского и 1 – Центрального (языковая гимназия у Лавры»). Наш первый критерий выбора школ для рейтинга – расположение: не более получаса езды на общественном транспорте и не более 12 мин.—на автомобиле.
Основу школьной среды нового Дальневосточного представляют гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Это 12 языковых школ и гимназий – как правило, в программе два, а то и три иностранных языка. Углубленную подготовку по математике, физике, химии и биологии дают 6 школ и лицеев. Для детей с особыми потребностями работают две коррекционные школы – обе находятся в Красногвардейском районе. Во всех школах есть возможности обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – на дому. В 15 школах есть подготовительные занятия для дошкольников (на платной основе), в двух -№625 им. Е.В. Дудкина С углубленным изучением математики и Лицей №572 работает собственный муниципальный детсад. В 17 школах работают группы продленного дня.
Современная школа и факторы качества
Между учебными заведениями отмечается настоящая конкуренция: престиж школы и общественное признание результатов работы руководства и педагогов дает возможность для дальнейшего развития образовательной среды, в том числе за счет – грантов и дополнительного госсубсидирования, что в конечном счете составляет «коэффициент счастья» учащихся.
По итогам изучения отчетов и учебных планов наших школ мы выделили условно пять факторов, которые определяют качество образовательной среды нового квартала на Дальневосточном, а также могут быть интересны родителям школьников и дошколят из других районов Петербурга.
- фактор успеваемости: складывается из среднего балла Единого государственного экзамена, процента отличников и хорошистов, процента выпускников-медалистов и отличников (9 класс) и процента тех, кто не справился с итоговыми аттестациями в общем потоке выпускников.
- фактор разнообразия учебной среды: учитывается разнообразие программ внеурочной деятельности, элективных предметов и дополнительного образования.
- фактор победителя: учитывается процент победителей и призеров олимпиад и конкурсов среди всех учащихся
- фактор качества педагогического состава: процент учителей первой и высшей категории, количество международных, федеральных, и городских наград, а также ученых степеней.
- фактор престижа: в исследовании мы учли коэффициент попадания в один из 10 рейтингов* (ТОП-100 лучших школ Петербурга – 4 рейтинга, ТОП-500 лучших школ России, Реестр лучших образовательных учреждений РФ, победители Национального проекта «Образование», лучшие школы России по предметам, лучшие школы России для поступления в ВУЗ-ы, ТОП лучших школ района.
* Учитывались рейтинги 2016 г., в которые вошли школы нашего исследования.
Фактор успеваемости - непосредственно указывает на качество преподавания и подготовки.
Самый яркий показатель – средний результат ЕГЭ по школе. От вожделенных баллов, нравится это родителям или нет, зависит будущий образовательный маршрут выпускника: сможет ли он поступить в ВУЗ мечты или придется выбирать по остаточному принципу. Понимая значимость показателя, мы составили дополнительный рейтинг результатов ЕГЭ в школах ближайшего окружения квартала на Дальневосточном.
Здесь лишь отметим, что абсолютными лидерами ЕГЭ стала финская школа №23 – 69,4 балла, немецкая гимназия «Петершуле» - 69 баллов, и лицей 533 (образовательный комплекс «Малая Охта») – 66 баллов.
Стабильные высокие и средние результаты - от 55 до 65 баллов показали 14 школ, самые низкие результаты показали школы № 152 – и школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков – по 47 баллов каждая.
Немаловажный аспект качества обучения и вовлеченности учеников – процент «отличников» и «хорошистов» в общем числе школьников.
Больше всего отличников мы нашли в следующих учебных заведениях рейтинга:
-гимназия 513 - 72%
-гимназия 168 «Школа у Лавры» - 63%
-школа №625 им. Е.В. Дудкина (с углубленным изучением математики) – 60 %
-школа №593 с углубленным изучением английского языка -
-Немецкая гимназия «Петершуле»
-школа №341
Педагогическая удача и награда для любой школы – медалисты, поражение – ученики, которые «завалили» экзамены и не получили аттестаты. Поэтому соотношение «наград» и «поражений», как косвенный показатель учебной подготовки мы также учли в рейтинге. Больше всего медалистов выпустила гимназия 168 «Школа у Лавры» и лицей 533 (образовательный комплекс «Малая Охта»).
Фактор разнообразия учебной среды.
Образовательные стандарты нового поколения не столь просты в исполнении: перед школами стоит задача не только обучить и успешно выпустить школьников во взрослый мир, но создать максимально качественные условия для личностного развития учеников. Так в современных школах внедряют программы внеурочной деятельности – факультативные занятия, которые начинаются через 45 мин после окончания основных уроков – для учеников младшей и средней школы. В учебном плане старшеклассников представлены элективные курсы – обязательные факультативы по выбору учеников, с помощью которых они могут углубленно изучать любимые предметы или наверстывать отставание. Помимо этих обязательных компонентов, в школах создают отделения дополнительного образования (на бесплатной основе) с различными секциями, кружками и клубами, где ученики могут реализовать свой потенциал по максимуму.
Разумеется, что объем и качество дополнительной нагрузки в школах очень отличается – где-то ограничиваются минимальным набором, а где-то напротив выстраивают целые школы в школе дополнительного обучения – здесь многое зависит от заинтересованности руководителя, творческого потенциала педагогов и, конечно – объема финансирования.
Среди школ, представленных в рейтинге, наиболее разнообразны факультативные программы в лицее №533, «Образовательный комплекс «Малая Охта», в школах №641 (с углубленным изучением английского языка) и В остальных учебных заведениях создали крепкую и уверенную базу дополнительного обучения. Самый скромный набор - в школе №332.
Фактор победителя.
Яркий показатель того, насколько ученики готовы конкурировать, демонстрируя свои таланты и успехи на международном, федеральном или городском уровне являются победы в конкурсной борьбе. В нашем рейтинге мы учли соотношение победителей и призеров олимпиад и конкурсов к общему числу ребят.
В этом отношении самые инициативные школьники учатся в финской школе № 23 – 53 % от общего состава учащихся отмечены наградами и дипломами, в школе №593 с углубленным изучением английского языка – 42,5% победителей, и в школе №639 с углубленным изучением иностранных языков – 41% победителей.
Фактор качества педагогического состава.
Образовательную среду школы создают педагоги, поскольку именно они выстраивают учебный процесс, поддерживают или наоборот угнетают учеников, работают над новыми программами или пользуются проверенными наработками.
В каждом учебном заведении важно обращать внимание на процент учителей высшей и первой категории.
Эти педагоги являются своеобразным драйвером развития школы. Они разрабатывают и внедряют авторские учебные программы и методики, генерируют идеи о том, как сделать свою школу эффективнее, активно берутся за экспериментальную деятельность – кстати, в Невском районе больше всего школ-инновационных площадок с современными образовательными технологиями. Чем выше процент таких педагогов, тем вероятнее, что школьники не потеряют интерес к учебе, зазубривая сухие строки параграфов.
Самые инициативные и яркие педагоги совершенно справедливо становятся, например, Учителями года, Почетными работником общего образования или защищают ученую степень – последний показатель скорее бонусный, поскольку далеко не все учителя находят возможность публично заявить о своих заслугах.
Среди наших школ самый квалифицированный состав педагогов высшей и первой категории в школе №639 с углубленным изучением иностранных языков, в гимназии 168 «Школа у Лавры», в школе №625 им. Е.В. Дудкина с углубленным изучением математики – свыше 90%.
Больше всего педагогических заслуг (по отношению к общему числу педагогов в школе) собрала школа №323 (культурно-образовательный центр «Оккервиль») и школа №347 с углубленным изучением английского языка.
Фактор престижа.
Приятным и важным бонусом для каждой школы становится общественное признание – это попадание в ТОПы и рейтинги лучших учебных заведений и победы в национальных образовательных проектах.
Жителям новых кварталов на Дальневосточном проспекте повезло с престижными школами. Среди школ, участвующих в исследовании целых 13 школ признаны лучшими школами на городском и федеральном уровне. Из них в ТОП 500 лучших школ России вошел Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта», (который, кстати, вошел в 5 федеральных и городских рейтингов лучших школ) и Гимназия 528 на ул. Коллонтай; в рейтинг лучших образовательных заведений России – школа 491 с углубленным изучением математики, немецкая гимназия «Петершуле», языковая школа № 639 и гимназия 168 «Школа у Лавры».
Рейтинг редакции составлялся так: сначала мы проштудировали официальные публичные доклады и другие статистические документы образовательных учреждений, изучили учебные планы на будущий год, планы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования, ознакомились с федеральными, городскими и районными рейтингами. После этого, по всем составляющим пяти факторов для каждой школы мы вычислили индексы (в %). Результат сложили с результатом ЕГЭ (ключевым индексом рейтинга) после чего получили финальный индекс.
Такой подход позволил нам учесть не только результаты ЕГЭ, но объективно оценить сильные и слабые стороны каждого учебного заведения. По каждой школе мы даем краткий комментарий о плюсах и минусах школы. Если школа заинтересовала, то более подробная информация собрана в информационных картах школ, где мы собрали самые интересные факты, а также разместили ссылки на сайты и документы.
В рейтинг по объективным причинам не вошли** коррекционные школы, а также те общеобразовательные школы, где отсутствуют результаты итоговой аттестации учеников. Их список с комментариями редакции представлен после рейтинга школ по результатам ЕГЭ.
Итоги рейтинга выглядят следующим образом:
Полный текст исследования с методикой, полным рейтингом и списком всех школ с адресами и их программами можно скачать здесь.