Найти тему
Валерий Грачиков

Рыцарь без страха и упрека

Итальянские войны, в которых Франция и Испания выясняли, кто из них сильнее, важнее и кому принадлежат богатые итальянские герцогства, была не совсем рыцарской, так как времена были уже другие и бал на пол боя начинали править наемники. Но это не значит, что среди тех и других не было настоящих рыцарей, про которых говорили, что они без страха и упрека. Одним из таких был Пьер Террайль де Баярд, девиз которого звучал так: «Делай, что следует, и будь что будет».

Он вполне заслуженно заслужил свою славу при жизни, как своими бессребреническими поступками, так и военными подвигами. Службу Франции он начал при короле Карле VIII, том самом, который сначала быстро захватил всю Италию, а потом также быстро все потерял, да еще и умер молодым, после того как с разбега разбил голову об дверной косяк. Но то король, а мы сейчас говорим о рыцаре Баярде.

Первая слава пришла к нему после того, как он отличился тем, что отбил у испанского отряда приличную сумму денег. Говорили о 15 тысячах монет. Так вот – деньги в принципе были военной добычей его и приятеля. Но Баярд честно отдал половину сумму приятелю, а свою половину раздал солдатам.

Баярд был очень щепетилен в вопросах чести, что в те времена уже было по большей части принято на словах, а не на деле. В плен к нему попал испанский генерал Алонсо де Сотомайор, близкий родственник крупного военачальника Гонсалво Кордуанского . Поэтому вполне мог рассчитывать на скорый выкуп из плена. Баярд был назначен охранником генерала. Он взял с него слово не пытаться сбежать, после чего разрешил свободно передвигаться в стенах замка. Само собой, Алонсо де Сотомайор, тут же воспользовался таким отличным шансом и, узнав, что поблизости есть испанский отряд, бежал.

Баярд, само собой, отправил всадников в погоню и те благополучно перехватили беглеца. Испанец мог ждать, что теперь его запрут под замок и будут обращаться самым жестким образом. Но этого не случилось, с ним были по-прежнему учтивы. После того, как выкуп доставили, уже свои испанцы начали укорять Сотомайора в вероломстве. Тот ответил, что французский охранник обращался с ним как свинья.

Само собой, мир тогда был небольшим и несмотря на то, что испанцы воевали с французами, они так или иначе общались между собой – война войной, а жизнь жизнью. Поэтому Баярду, разумеется, передали, что о нем говорит испанец. Само собой рыцарь без страха и упрека такого не потерпел и вызвал испанского лгуна на бой, где его и прикончил. Что собственно и считалось тогда доказательством рыцарской чести. Божий Суд, знаете ли.

Всеевропейская слава пришла к Баярду в 1503 году, после событий у реки Гарильяно. Лагеря французов и испанцев располагались на разных берегах этой реки. Стояли они долго и у французов начались проблемы с продовольствием, из-за чего почти всю конницу отправили на фуражировку.

Этим решили воспользоваться испанцы, собравшиеся разгромить французов по частям. Одной из частей плана атаки, был переход конного испанского отряда через узкий мост. Это был обходной удар, который должен был замкнуть французов в кольцо. Но этот испанский отряд заметил Байярд. Он правильно оценил всю опасность испанского маневра и во весь опор бросился на коне к мосту, отправив своего оруженосца за подмогой.

В результате Баярд успел к мосту, а обойти вброд его в этом месте не было никакой возможности – только через мост. Вот тут то и выяснилось, что мост был узким и хотя испанцев было около 200 человек, а Баярд был один – он был серьезной преградой, так как атаковать его испанцы могли максимум по 2 человека. А в таких стычках он был мастер, вед он же был рыцарь и занимался всю жизнь только войной. Конечно, испанцы сменяли на мосту в начавшейся рубке друг друга и, по сути, вопрос стоял только в том, через сколько времени у Баярда кончатся силы.

Но тут случилось еще одно чудо или, если угодно – ошибка испанцев. Они решили выманить упорно удерживающего мост Баярда на берег и отошли. Но тот, само собой, был хоть и рыцарь без страха и упрека, но не совсем дурак и бросать удобную позицию не собирался, а просто воспользовался моментом и немного отдохнул.

А тут подошла помощь. Но теперь возникла другая проблема – помощь тоже не могла вступить в бой, так как для этого Баярду надо было съехать с моста, а на него давили испанцы. Пришлось тому еще и выдавливать испанцев с моста, чтобы французы смогли пробиться на другой берег и начать бой. За эту оборону моста французский король Людовик XII дал ему новый девиз «Один имеет силу войска». И ведь правда, черт побери!

Превратности войны задевали и рыцаря без страха и упрека. Во время осады Теруаны он попал в плен, когда французский отряд обратился в бегство и стоять остался только Баярд и еще несколько человек. В результате он попал в плен к англичанам, но английский король в знак уважения к стойкому рыцарю отпустил его из плена без выкупа. Все-таки, было тогда благородство, хоть оно и не касалось всех.

Потом король Людовик XII умер, а новый король Франциск I настолько уважал Баярда, что попросил того посвятить себя в рыцари перед началом битвы при Мариньяно.

На итальянской земле Баярд и погиб в 1524 году, когда для французов пришло время неудач. Разбитая армия французов отступала, а Баярд командовал арьергардом, прикрывая отход французов. Во время боя он получил пулю из мушкета. Приближалось новое время, в котором рыцарям, способным удержать мост в одиночку уже не будет места.

По легенде перед смертельно раненым Баярдом остановился герцог Бурбон, бывший коннетабль Франции, перешедший на сторону испанцев. Наш рыцарь сказал ему : «Не плачьте обо мне, оплакивайте себя; вы воюете против своего отечества», после чего умер.

Есть и другой рассказ о его смерти. Говорят, что раненый Баярд приказал положить его под деревом лицом к врагам:

— Я всегда смотрел им в лицо и, умирая, не желаю показывать спину!..