Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Мыс Горн – место вечных катастроф

Мыс Горн, наверное, одно из самых сложных для судоходства мест на Земле. Во всяком случае, во времена парусных флотов, тут регулярно случались катастрофы или большие обломы, независимо от того, какие погоды стояли на улице.

Так в 1741 году эскадра английского адмирала Эпсона, совершая кругосветное плавание, вошла в пролив Дрейка с востока, собираясь застигнуть испанцев на тихоокеанском побережье врасплох. Ага, застали. В итоге после прохождения пролива от 8 кораблей осталось только 3.

В апреле 1788 года ставший впоследствии знаменитым капитан Уильям Блай на том самом судне «Баунти» (не райском наслаждении, а том, на котором из-за вечных придирок капитана вспыхнул мятеж) целый месяц пытался обойти этот чертов мыс. Он изрядно потрепал корабль, задолбал всю команду и в итоге так ни с чем поплыл на Таити, куда его послали, через мыс Доброй Надежды, то есть, вокруг всего земного шара.

В XIX веке мимо мыса Горн проложили две регулярные транспортные линии. Так вот, для того, чтобы пройти мыс Горн, большая часть парусников тратила от 3 до 7 недель. Правда, находились те, кому везло и они проходили мыс всего за пару недель. И очень хорошо, если после этого на корабле оставалась хоть одна целая мачта.

Вот небольшой отрывок из записок одного «морского волка», служившего на корабле юнгой и познакомившегося с этим мысом в реальности:

«Я много читал в книгах о плаваниях под парусами вокруг штормового мыса Горн и пытался представить себе, как ревущие разрушительные валы разбивают в щепки поваленные реи и поломанные мачты парусника, но о том, что существует такой ад, в который мы попали там в действительности, я не мог и подумать. Когда стало настолько худо, что даже капитан уже не верил в благополучный исход, старший офицер крикнул нам через люк: “Юнги, все наверх! Посмотрите хоть, как вы потонете!”. В этот тяжелый сентябрьский день у мыса Горн потерпели аварию 42 парусника. Некоторые из них пошли ко дну».

Активная эксплуатация рудников в Южной Америке, а также «золотая лихорадка» в Калифорнии привели к тому, что в середине XIX- начале XX века через мыс проходило много рейсов. На тяжелых и не очень-то поворотливых парусниках надо было проходить сложное место в любое время года и погоду. Попытки пройти мс затягивались на недели, а порой и на месяцы. И хорошо, если они не заканчивались гибелью судна. Ведь в период с 1877 по 1927 год у мыса Горн случилось около 80 крупных катастроф.

Причем нередко катастрофы случались не из-за штормового ветра, а наоборот, из-за безветрия. Так случилось с кораблем «Пиннас» в 1929 году. Закончился сильный шторм, море еще клокотало, а ветер прекратился. В результате парусник лишился хода и не мог сопротивляться бортовой качке и волны благополучно загнали корабль на рифы.

Поэтому неудивительно, что после открытия Панамского канала корабли стали все реже проходить через мыс Горн. Теперь есть более удобные места для морских переходов.