Так бывает, что вот был райский остров. Жили на нем спокойно люди, в основном какие-нибудь папуасы или другие аборигены. А потом на острове находят какие-нибудь ценные минералы или там нефть. И начинается дележка ценностей. И сразу рай превращается в некое подобие чистилища. Ну или жить становится уже не так весело. Примерно так получилось с Бугенвилем и другими Северными Соломоновыми островами.
1 сентября 1975 года эти самые Северные Соломоновы острова заявили, что теперь они полностью независимы от управляемой Австралией территорией папуасов - Папуа — Новой Гвинеи, которая с 16 сентября тоже должна была стать независимой.
Не надо думать, что островитяне так долго боролись за свою независимости и с огромным трудом ее получили. Все было просто. Буквально перед этим событием на Бугенвиле открыли медно-порфировое месторождение Пангуна, одно из самых больших в мире. Рудник обеспечивал до 40% экспорта всей Папуа-Новой Гвинеи и около 20% государственных доходов.
Понятно, что рулевые папуасов отпускать такой лакомый кусок в свободное плавание не собирались и Республика Северных Соломоновых островов, или Республика Бугенви́ль, просуществовала в течение шести месяцев в 1975—1976 гг. Кроме того Папуа — Новая Гвинея, Австралия и Организация Объединённых Наций не признали отделения Бугенвиля. Правда, стоит отметить, что на самом деле жители Бугенвиля всегда считали себя не совсем такими папуасами, как все остальные папуасы. Дело в то, что на Бугенвиле у местных жителей очень тёмная кожа, в отличие от более светлых её оттенков у папуасов и других новогвинейцев.
В общем Бугенвиль вернули, а рудник эксплуатировали в хвост и гриву, загрязняя Бугенвиль. В итоге в 1988 году в джунглях появились партизаны, которые начали уничтожать сотрудников шахты. В итоге дело дошло до того, что рудник закрыли, а в в крупных городах и горных районах был введён комендантский час — в надежде обуздать развитие конфликта. Ага, щас…
В 1989 году начинаются беспорядки в местных вооружённых силах, после чего армейские силы Папуа – Новой Гвинеи начинают войну с мятежниками. Заканчивается она тем, что в 1990 году революционная армия Бугенвиля под командованием Фрэнсиса Оуна вышибает папуасов с острова и провозглашает независимость. Временное правительство Бугенвиля признают Соломоновы острова, но Папуа – Новая Гвинея начинает блокаду острова, а также посылает увеличенный войсковой контингент.
В итоге война на острове в джунглях и не только продолжалась до 1998 года, пока большая часть острова не попала под контроль папуасского правительства. Но политика – это поиск компромиссов. Поэтому в конечном счете договорились на том, что Бугенвиль стал автономией в составе Папуа – Новой Гвинеи. Надолго ли? На этом острове до сих по дофига сепаратистов, тем более, что за годы войны там погибло около 15 тысяч человек, что для тихоокеанского острова, пусть и сильно большого – немного дофига.