Найти тему
Константин Смолий

Информационная экономика – шанс деиндустриализованного города

Считается, что российская экономическая модель архаична, поскольку основана на эксплуатации природы. И пока мы движемся вспять, разрушая индустриальный базис, развитый мир движется к построению постиндустриального, или информационного общества. Но это только часть правды, причём весьма небольшая. На самом же деле на пути социально-экономической информатизации у нас есть и несомненные успехи, и хорошие перспективы. Причём и у России в целом, и в частности у Волгограда как показательного примера города, зашедшего на пути деиндустриализации достаточно далеко.

Новый драйвер

Благодаря перманентной научно-технической революции роль «драйвера» социально-экономического развития перешла от индустриальной сферы к постиндустриальной, от производства материальных благ к производству информации и услуг. Материальное производство практически перестало быть движущей силой общественных трансформаций. Этот процесс в западных странах привёл к масштабной деиндустриализации, когда промышленное производство переместилось в страны третьего мира. Сам же условный «Запад» сосредоточился на развитии технологий и сферы услуг.

Тем временем в России преобразования начала 1990-х годов (смена экономической и политической модели) запустили деиндустриализационную волну. И родилась иллюзия, что наша страна может совершить прямой прыжок в постиндустриальную стадию развития экономики, чему «устаревшая» промышленность якобы только мешает. Те, кто был полон подобного оптимизма, часто отождествляли сферу услуг с экономикой постиндустриального типа как таковой, что не вполне верно. Традиционно услуги – это сфера мелкого предпринимательства, связанная с довольно простыми технологическими процессами. И вкупе с сырьевой специализацией российской экономики преобразования 90-х не столько привели к постиндустриализму, сколько архаизировали социально-экономические отношения. Проявились негативные тенденции: так, структура занятости изменилась в сторону увеличения госсектора, а из-за меньшей оплаты труда в сфере услуг по сравнению с производством выросло социальное неравенство.

Тем не менее, социолог, доцент Волгоградского филиала РАНХиГС Александр Одинцов считает движение в сторону информационного общества несомненным: «Некорректно понимать, что свидетельством этому должен стать только бурный рост сектора IT. Доля информации в стоимости производства услуг и товаров действительно растет – это очевидный факт. В простом посещении ресторана в Волгограде уже стоит стоимость работ специалистов SMM (работа в социальных сетях), работ дизайнеров и бренд-менеджеров, социологов и маркетологов. Местные предприниматели далеко не всегда понимают, что делать свой продукт более информационно-насыщенным выгодно, но даже они чувствуют, что начинают проигрывать конкурентную борьбу».

Невиданные возможности

Итак, для перехода к постиндустриальному, или информационному обществу, мало простого развития сферы услуг. Нужно ещё, чтобы производство продукта или услуги включало в себя ту или иную информационную составляющую. На современном предприятии она присутствует на каждой стадии производственного цикла. Скажем, управленческая подсистема может использовать информационные технологии при планировании, оперативном управлении, принятии решений в условиях большого количества данных, контроле. В общей теории систем есть правило: количество информации обратно пропорционально уровню дезорганизации системы. Можно ещё вспомнить третий закон Паркинсона: «Расширение означает усложнение, а усложнение – разложение». Значит, развивающаяся компания просто обязана оптимизировать информационные процессы, иначе погрузится в хаос.

Не менее важны ИТ в производстве: они позволяют автоматизировать процессы, повысить качество продукции, снизить издержки, создать технологические условия для диверсификации. И, конечно же, маркетинг и сбыт – в глобализированной экономике вовсе не обязательно замыкаться в региональной нише. Охват потенциальной аудитории благодаря информатизации постоянно увеличивается, более того, производитель получает невиданные ранее возможности управлять выбором потребителя.

-2

Даже из нашего беглого анализа видно, как много может дать новая технология даже вполне традиционному бизнесу. Поэтому нашим предпринимателям стоит внимательно следить, над чем работают разработчики и изобретатели. Во-первых, оперативное внедрение новшества позволит получить конкурентное преимущество на рынке. А во-вторых, ИТ – это ещё и самое перспективное направление инвестирования. Ведь в России практически не развиты венчурные фонды, и получить деньги для доведения идеи до ума и выпуска её на рынок нашим юным «джобсам» зачастую неоткуда. Причём в Волгограде уже сформировался пул компаний, специализирующихся на разработке программных продуктов, и обращать внимание бизнесменам есть на что. Думается, именно благодаря развитию сферы ИТ город имеет шансы получить новую перспективную экономическую нишу, что в мучительном процессе поиска Волгоградом собственного лица чрезвычайно актуально.

Второе дыхание

Но что же наши прежние ниши, в частности, промышленность? Увлёкшись строительством информационного общества, поставим крест на традиционной индустрии? Отнюдь. Недооценка её важности была самой большой ошибкой отечественных идеологов «скачка в постиндустриализм». По меткому выражению А. Одинцова, «движение к информационному обществу одновременно с деиндустриализацией может выглядеть не так, как его представляли классики. Более реальной может оказаться картинка из фильма «Элизиум» – люди с крайне технологичными устройствами живут в гетто из фанерных домиков». Дело в том, что сами по себе информационные технологии не способны обеспечить должный уровень материального воспроизводства цивилизации. Нам по-прежнему нужно производить огромное количество еды и вещей, строить дома и дороги, добывать энергоресурсы.

Стало общепризнанным: необходима реиндустриализация. Это отнюдь не возврат к прошлому, а следующий этап постиндустриализации, когда развитые технологии оказывают преображающее воздействие на индустриальный и доиндустриальный способы производства путём совершенствования его средств. Также как развившаяся промышленность в своё время привела к революционному обновлению традиционных средств и технологий сельского хозяйства и других доиндустриальных сфер.

Тут мы по понятным причинам снова отстали от развитых стран, давно уже предпринимающих усилия по возвращению части производств на свою территорию. В России тоже звучат речи о необходимости новой промышленной политики, основанной на реиндустриализации, но шанс перейти от слов к делу появился только сейчас. Когда у страны всё в порядке на международной арене и торговые связи крепки, нет большого смысла производить у себя максимальное количество товарной номенклатуры. Ведь всегда можно произвести там, где меньше издержки (например, в Китае). Но если зазвучали речи об экономической безопасности и суверенитете, то у реиндустриализации появляется шанс.

Разумеется, нужно сосредоточиться на высокотехнологичной индустрии и увеличить производительность труда. Только так можно минимизировать основные конкурентные преимущества развивающихся стран и обеспечить дорогой экспорт. При этом совпадение новой индустриализации с движением в сторону информационного общества позволяет использовать постиндустриальный тип занятости в индустриальном производстве: промышленные предприятия, не требующие большого количества работников, могут формироваться на основе отдельных инновационных технологий и разработок, или даже отдельных производственных функций.

Забытые ценности

Таким образом, импульс получит мелкий и средний промышленный бизнес, что весьма актуально для Волгограда с его развитой, но слабо востребованной производственной инфраструктурой. Небольшое, мобильное и инновационное предпринимательство может стать носителем таких ценностей, как свобода экономической деятельности, частная инициатива, возможность добиться успеха за счёт собственных компетенций и др. Сейчас социальная база подобных ценностей размыта, молодые люди не видят перспектив в бизнесе и покидают Волгоград в поисках лучшей доли. Но развитие постиндустриального предпринимательства способно изменить ситуацию.

Кстати, нарисованная нами картина не так абстрактна, как кажется: и вновь открытые, и модернизированные промпредприятия региона, в общем и целом, следуют требованиям реиндустриализации. Для её успешного осуществления у нас вполне хорошие условия: технологический и инфраструктурный базис, квалифицированная рабочая сила и инженерные кадры, обеспеченность энергоресурсами, опережающая интернетизация и другие информационные технологии. Так что Волгоград вполне может выползти из нынешнего безвременья, если промышленность и активно встающая на ноги сфера IT образуют симбиоз, по своей природе открытый к инновациям. Не будет обойдена вниманием и многострадальная социальная сфера, ведь теоретик информационного общества Дениэл Белл считал особенностью идеологии реиндустриализации «подчинение экономической функции социальным целям».

-3