Найти тему

Школьная пора

Оглавление

Материал на сайте

Опросы показывают - общество все хуже оценивает качество образования в России. Многие считают его реформу неверным шагом. Особенно серьезные диспуты вызывает ЕГЭ. Мы собрали для Вас три публикации, которые показывают - все еще сложнее, чем кажется на первый взгляд

Отменить нельзя оставить

Реформа школы началась с 1990-х, когда появилась проблема хронического недофинансирования отрасли, а по стране прокатилась волна забастовок педагогов. В результате многочисленных изменений образование де-факто превратилось в сферу потребительских услуг, отношения в которой строятся на рыночных механизмах.

Это повлекло многочисленные негативные отзывы со стороны общества о качестве образования. Недовольны ситуацией и учителя. Согласно проведенным в регионах опросам, большинство учителей считают, что власти не уделяют должного внимания решению проблем образования. А последних – много.

Показательна ситуация с ЕГЭ, который был введен для демократизации отечественного образования десять лет назад, но дискуссии о нем, его плюсах и минусах, продолжаются до сих пор. Печальная суть последних обсуждений сводится к тому, что сохранить его совершенно необходимо, но в то же время совершенно невозможно.

Подготовлено на основе тезисов Н.И.Киселевой «Мониторинг образовательной системы как инструмент прогноза взаимодействия образования и рынка труда», представленных на VII-й международной социологической Грушинской конференции

Напряжение растет

Согласно исследованиям, проведенным Фондом «Общественное мнение», за прошедшие 10 лет число тех, кто не одобряет сдачу ЕГЭ в школе выросло с 23 до 66%. Основные причины недовольства опрошенных: слишком большая, стрессовая нагрузка на детей, снижение уровня знаний школьников и высокая случайность итоговой оценки (отсутствие объективности).

Опрос ФОМ "Вы лично одобряете или не одобряете, что в школах сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ)?"

Число тех, кто считает прежнюю систему вступительных экзаменов в ВУЗы более объективной, выросло с 55% в 2009 году до 74-х в 2017 году. Интересно, что за последние три года доля тех, кто плохо оценивает качество современного российского школьного образования, выросла вдвое (с 19 до 36%). Возможно это связано с растущими потребностями в качественном образовании в кризисный период.

Опрос ФОМ "Как вам кажется, что позволяет объективнее оценить уровень знаний выпускников школ, поступающих в вузы, - ЕГЭ или прежняя система вступительных экзаменов в вузах?"

Подготовлено с использованием данных Фонда «Общественное мнение», представленных в публикации «ЕГЭ и школьное образование»

Все сложно

Сервис subscribe.ru провел собственное исследование среди 1654 активных пользователей Рунета. Несмотря на весьма условную репрезентативность выборки, полученные результаты вызывают интерес, поскольку хорошо показывают всю сложность отношения в обществе к ЕГЭ.

Например, отношение к единому экзамену формируется под воздействием сразу нескольких факторов. Среди них легкость / тяжесть сдачи экзамена и его способность / неспособность оценить знания учащихся. Поэтому среди тех, кто позитивно оценивает ЕГЭ, присутствуют как те, кто считает его достойным вызовом своим силам, так и те, кто думает, что он легкий и нечестный. Кстати, согласно опросу, 42% опрошенных полагают, что подтасовка результатов ЕГЭ – это устоявшаяся практика, а не единичные случаи, хотя сами сталкивались с этим только 13%.

Имеет значение и возрастной фактор. Так, большинство тех, кто закончил школу до обязательного ЕГЭ, склонны высказываться о нем негативно. Большинство же тех, что сдавал его в 2009 – 2014 годах, - позитивно. Но самое интересное, что с 2015 года отношение к экзамену снова меняется на негативное. Дальше – больше. Если молодое поколение склонно искать позитив в ЕГЭ, то родители сохраняют скептическое отношение к реформе образования. Часть из них даже согласна с наличием у ЕГЭ ряда плюсов, но если бы им дали возможность выбора типа экзамена, то подавляющим большинством они бы выбрали для своих детей обычные экзамены по старой системе.

Согласно данным интернет-опроса, 43% респондентов хотели бы возврата к прежней системе экзаменов, остальные рассмотрели бы те или иные гибридные варианты. Среди последних: дать возможность выбора учащимся между традиционным экзаменом и ЕГЭ, а также пересдачи в текущем году, а не только в следующем, сделать ЕГЭ обязательным только для тех, кто поступает в ВУЗы, добавить устные блоки к ЕГЭ, ввести дополнительные устные экзамены при поступлении в ВУЗы. Показательно, что идею ввода в школьные выпускные экзамены сочинения в качестве одного из обязательных условий допуска к ЕГЭ по русскому языку, 75% опрошенных оценили положительно.

Говоря же о будущем образования, о школьной реформе, респонденты предлагают не зацикливаться на формах проверки знаний, а повышать качество самого обучения.

Подготовлено с использованием данных исследования subscribe.ru