Эмо-Гоголь в фильме, который на самом деле сериал.
31 августа в широкий прокат в России выходит мистический фильм «Гоголь: Начало» Егора Баранова, в послужном списке которого ленты «Самоубийцы», «Соловей-Разбойник», «Иерей-Сан. Исповедь самурая» и сериал «Фарца». Рассказываем, почему детективные приключения Николая Васильевича (почти что Холмса) в Диканьке – весьма сомнительный повод выбраться в кинотеатр.
______________________________________________________________________________________________________
Сюжет-огрызок
По сюжету фильма «Гоголь: Начало» молодой и терзаемый смутными сомнениями относительно своего творческого таланта Николай Васильевич отправляется на Диканьку. Там он в качестве писаря помогает матерому следователю Якову Гуро в раскрытии таинственных убийств девушек. Раз за разом Гоголю во время припадков или снов приходят мистические видения, которые соединяют его с потусторонним миром и помогают в расследовании преступлений. Сама по себе задумка вполне состоятельна, ведь тема загадочного творческого процесса Гоголя в переплетении с сюжетами его произведений образует плодородную почву для перспективной и жутковатой истории. Однако в случае с данной работой перспектива эта загублена. В лучшем случае она раскроется в следующих частях отечественной франшизы о всемирно известном классике литературы. Но сейчас мы, что логично, говорим только о первом фильме.
А здесь перед нами фактически два эпизода сериала, топорно склеенных друг с другом титром и демонстрируемых зрителю в виде фильма. Авторы, судя по имеющейся в Сети информации, намереваются поступить аналогично еще трижды, выпуская новые главы истории в массовый прокат раз в полтора месяца. По сути, нам в кинотеатрах в несколько заходов хотят показать телевизионный сериал под видом многосерийного фильма. Практика уникальная, но отнюдь не радующая. Нужно понимать, что это кардинально отличается от условной кинематографической вселенной Marvel, каждая из картин которой сама по себе представляет целостное и законченное произведение, а не осколок одной истории.
Подобного совершенно точно нельзя сказать об этом фильме. Из того, что «Гоголь: Начало» – это банально два приложенных друг к другу эпизода сериала, вытекает композиционная несостоятельность ленты в качестве художественного фильма. Классические сериальные завязка, развитие и концовка каждого эпизода здесь никак не сглажены под формат фильма или сглажены скверно. Поэтому эти элементы композиции встречаются по два раза, то есть в каждом из двух эпизодов. В начале второй главы, например, нас совершенно внезапно окунают в новое расследование, что само по себе традиционно бывает в сериалах с наличием вертикальных сюжетных линий в каждом эпизоде. В случае с так называемым фильмом это ощутимо ломает темп. Подобная двухсерийность совершенно неприкрыта, чего не должно быть в самостоятельной картине. Ну а стандартный для не последнего эпизода сериала финал обрывает историю настолько внезапно, что складывается ощущение, будто тебе только что показали лишь половину фильма. Из-за этого воспринимать «Гоголь: Начало» как гармонично выстроенное кино совершенно не получается.
Отдельно хочется отметить один забавный и одновременно с тем грустный факт. Трейлер ленты «Гоголь: Начало» содержит множество сцен, которых при просмотре этого фильма вы не увидите. Вероятно, авторы припасли их для следующих частей. (У нас даже есть идея, как их назвать: «Темный Гоголь» и «Гоголь: Возрождение легенды».) Только вот получается, что создатели трейлера фильма «Гоголь: Начало» фактически довольно нагло вводят зрителей в заблуждение. Нехорошо.
_____________________________________
Уныние на грани меланхолии
Жанрово «Гоголь: Начало» в очень общих чертах напоминает фильмы о Шерлоке Холмсе Гая Ричи, но в более явной мистической обертке. При этом главный герой детективно-приключенческой истории из Диканьки совершенно не дотягивает до персонажа, сыгранного Робертом Дауни младшим. Эмо-Гоголь Александра Петрова получился довольно унылым для кино подобного жанра. Именно унылым, а не мрачным или таинственно-мистическим. За таким героем не хочется следовать по его тернистому пути, как, собственно и сопереживать ему.
Олег Меньшиков, исполняющий мастеровитого следователя Якова Гуро, харизматичен, только вот играет он персонажа второстепенного и в «Начале» имеет не так уж много экранного времени. Тем печальнее, что на его фоне так во всех смыслах блекло выглядит Гоголь Петрова. Отточенного и запоминающегося дуэта, как у Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу, у отечественных исполнителей, к сожалению, не получилось. Петров (талантливый актер!) мог бы тягаться с Меньшиковым, если бы создатели переосмыслили характер Гоголя (рискнул же, в конце концов, Гай Ричи?) и дали ему хоть какой-нибудь интересный характер и волю. Тут же совершенно логично получается, что забитый и чувствительный Гоголь, производящий впечатление трепетного юноши, уступает уверенному и осмысленному Гуро по всем пунктам - именно уступает, а не дополняет, и не выгодно контрастирует с ним. Внушительная часть остального актерского состава, правда, выглядит еще печальнее, особенно женская его половина. Поэтому, когда герой Меньшикова исчезает из кадра, источаемое им обаяние тут же сменяют почти беспросветные грусть и тоска. И да, о раскрытии персонажей пока говорить тоже не приходится, ведь перед нами, напомню, лишь два из восьми эпизодов сериала.
_____________________________________
Высокобюджетный сериал или фанфик
Еще одна откровенно слабая сторона фильма «Гоголь: Начало» на фоне качественных представителей жанра, например, той же дилогии Ричи о Холмсе, – визуальная сторона. Нужно отдать ленте должное: костюмы и декорации не разочаровывают и стилистически выдержаны весьма неплохо. Но фон и одежда не могут вытянуть картинку, которая страдает от столь безынтересно и блекло поставленных сцен хоррора или экшена. Здешние ужасы совсем не пугают (если только детей, которым этот фильм из-за обилия обнаженки смотреть запрещено). Битвы тут тоже пресные. Ни о какой режиссуре и постановке уровня картин Ричи речи не идет и близко. В итоге местами происходящее на экране вовсе напоминает фанфик по фантастическим произведениям Гоголя. В эти моменты особенно сильно хочется показать авторам в качестве образца крутой проработки нечисти из славянской мифологии (да и в целом для примера искусной постановки сцен) ролики видеоигр серии «Ведьмак». Временами складывается впечатление, что они их и так смотрели, но очень уж невнимательно.
_____________________________________
«Аншлаг» во время чумы
В фильме «Гоголь: Начало», надо отметить, довольно много юмора. Учитывая мрачную обстановку и обилие жестких моментов, кажется, что этого юмора даже как-то чересчур много. Однако временами он заставляет улыбнуться (пару раз за фильм, наверное). Также здесь встречается большое количество отсылок к произведениям русских классиков. От Меньшикова может даже прозвучать каноничная фраза «А не хлопнуть ли нам по рюмашке», произнесенная его персонажем в «Покровских воротах». Но общее впечатление пара таких милых нюансов исправить не в силах.
_____________________________________
Что в итоге?
«Гоголь: Начало» нельзя назвать полноценным художественным фильмом. Это отрывок сериала про довольно безынтересно воплощенного Николая Васильевича. Сериала, не преуспевающего ни в качестве яркого детективного приключения, ни в виде пугающего хоррора, ни как симбиоз этих жанров. Возможно, как шоу из восьми эпизодов на российском телевидении «Гоголь» в конечном счете будет смотреться чуть уверенней, но первая из четырех его частей в качестве целостного произведения/ фильма выглядит абсолютно несостоятельно.