"Бог умер" – это сказали задолго до них. Они же уточнили и развили: умер Христос, и теперь гниёт. Гниёт не только церковь как мистическое тело христово, гниёт основанная на учении Христа культура. На их родине, в Греции, в Христа верили чуть иначе, нежели в большей части остального Запада, но теперь это не имеет существенного значения.
Поправ власть Христа, логично было обратиться к его вечному антагонисту. Переписать молитвы, заменив в давно известных словесных формулах главное имя. Возвести мирское и телесное в ранг духовного и священного. Попросить у нового властелина невиданных ранее привилегий и свобод. Но всё-таки дьявол – фигура не самостоятельная, поклонение ему оставляет вас в тенетах всё той же системы символов и идей. Оно хорошо на этапе борьбы, но не на этапе созидания нового.
Хотя нового ли? Первый этап созидания оказался припоминанием. Во Христе не было ни эллина, ни иудея. Когда Христос начал гнить, под его расползающейся вселенской плащаницей обнаружилось лицо эллинов, если не точно тех же, что раньше, но жаждущих на них походить. Мы эллины, у нас есть своя земля, у нас есть, точнее, была, своя культура. А центральным элементом в ней были боги. Что, если не Олимп, стягивало греческие земли воедино, как волосы в тугом пучке? И сложно теперь сказать, то ли это эллины изобрели своих богов, то ли боги – эллинов.
Поэтому следующий этап – Теогония. Долго стараться не пришлось, оказывается, древние боги всегда были где-то рядом, прятались в почве и других складках материи, растекались по телу вместе с кровью, копошились по углам расстроенного сознания. Примеривали красивые и зловещие имена, данные им новыми властителями неба и земли. Теперь они снова стали собою, покинув хтонические теснины и выйдя на поверхность, реабилитированные и снова почитаемые. А иногда даже имя не пришлось менять. Кто вам сказал, что демон – порождение гибельной бездны? Когда-то он был всего лишь голосом разума и совести, полезным сожителем человека, наделённым властью. И что такое человек, как не игрушка в руках тёмных сил? Но олицетвори их, сделай похожими на человека и дай им имя, и они уже не будут казаться столь тёмными.
И вот они вернулись и требуют церемоний и ритуалов, подношений и жертв, торжественных песнопений и гимнов войны. Чужих богов, властвующих в чужих землях, признавать можно, главное – не забывай служить своим. И те, кто служит им, прославляя и воспевая, нашлись. Например, те, кто сказал, что Христос уже сгнил, а не бывающее пустым святое место должен занимать кто-то живой и сильный.
Rotting Christ