Найти тему
Валерий Грачиков

Даниэль Терон – реальный капитан Сорви-голова

«Капитан Сорви-голова» - наверное, самая лучшая книга Луи Буссенара. Все, кто читал ее, переживали за буров и их борьбу за свободу от англичан. На самом деле и те, и другие были хороши, и занимались тем, что наживались на африканцах и богатствах Южной Африки. Но то, что буры во время откровенно неравной войны с Британской империей совершили немало подвигов, заслуживающих романтических книжек – это несомненно.

У книжного капитана Сорви-Голова конечно же были прототипы в реальности. Одним из них можно и нужно считать Даниэля (Дани) Терона, который к слову был братом прадеда актрисы Шарлиз Терон. А прославился он как разведчик бурской армии.

Даниэль был девятым ребенком в многодетной семье Виллема Ваутера Терона, а 13-м ребенком в этой же семье был Чарльз, который потом назовет в честь своего героического брата сына. Ну а сын – Даниэль, в свою очередь уже и станет дедом актрисы. Но все это случится намного позже.

А пока в 1889 году Даниэль получил диплом школьного учителя, в возрасте 17 лет. Он немного поработал учителем, а потом в 1893 году стал клерком в юридической фирме Питерсбурга. Через год Дани уже воюет с аборигенами, после чего становится гражданином Трансвааля. То есть, то что будущий герой войны с англичанами перед этим воевал с коренными жителями – это было нормально. После войны, в 1897 году Терон сдал экзамен на юриста и основал свою фирму.

Из Терона получился не самый лучший юрист, так как у него был взрывной характер. Это было хорошо на войне или в буше, когда на тебя могут напасть аборигены. Но вот то, что он в 1899 году он напал корреспондента The Star, написавшего уничижительную статью о бурах, его, конечно, не красило. Суд приговаривает его к штрафу на 20 фунтов. Но антианглийские настроения настолько велики, что сумму штрафа собирают сразу, в зале суда, собравшиеся зрители.

Когда война с Великобританией становится неизбежной, Терон обращается к бурскому руководству с предложением создать соединение, оснащенное велосипедами. Основным аргументом в пользу пересадки на велосипеды было названо стремление сберечь лошадей.

Окончательное решение было принято после того, как была проведена гонка на 75 километров, в которой всадник соревновался с велосипедистом, соратником Терона Косом Йосте. Первым приехал велосипедист и Терону поручили создать «велосипедный корпус», задачей которого стали курьерские функции и разведка. А потом началась война и Терон стал с марта 1900 командиром Разведывательного корпуса Терона. Всего в его отряде было около 80 человек.

5 сентября 1900 года Терон планировал атаку на британскую колонну и пошел в одиночную разведку. Но на холме Гатсран он столкнулся с английскими всадниками. В ходе боя те попросили поддержать их огнем артиллерии и место, где засел Терон, перепахали обстрелом, в ходе которого прототип капитана Сорви-Голова погиб. А Трансвааль после этой войны стал английской колонией.