Есть мнение, что румыны и прочие молдаване никогда в своей истории сами по себе не побеждали турок. Хотя и были не против с ними подраться, вместе с серьезными ребятами, такими как русские или там венгры и прочие. Это почти справедливо, но иногда они все-таки огрызались и сами по себе, в том числе довольно сильно. Как например, 23 августа 1595 года в битве при Кэлугэрени, где валашская армия Михая Храброго разгромила турок.
Началось все с того, что в 1594 году господарь Валахии Михай Храбрый присоединился к антитурецкой коалиции, сформированную императором Священной Римской империи Рудольфом II и трансильванским князем Жигмондом Батори. Как вы думаете, кому досталось первым? Конечно же, валахам, так как они были ближе всех.
Уже на следующий год в августе турецкая армия, в которой было около 100 000 человек под комадованием великого визиря Синан-паши, двинула на Бухарест. У валашского господаря было около 16 тысяч человек и 12 пушек. Но он решает перехватить турок и выбирает для битвы болотистое поле к югу от деревни Кэлугэрени, где в реку Няжлов впадает река Кылништя. Турецкая армия могла в этом месте двигаться только через один мост.
Битва началась с того, что валашская кавалерия неожиданно атаковала османскую кавалерию к югу от Кэлугэрени и отбросила её за Няжлов. Михай поставил вдоль реки 10 тысяч человек и 10 пушек, оставив еще 6 тысяч в резерве. Тем временем, после стычки кавалерийских отрядов, Синан-паша бросил в атаку 12 тысяч человек. Михай дождался, пока они пересекут реку и расстрелял их для начала из пушек, а потом отбросил назад в рукопашном бою.
Тут турки полезли всеми силами. В лоб пошли янычары, а остальные начали фланговый охват. Благо турок было больше. Причем янычары полезли не только через мост, но и через болото с рекой. Сначала валахи отбивались, но потом переправилась конница, пошедшая в обход и Михаю пришлось отступать.
Но отступив, Михай собрал войска в кулак и снова ударил на турок. Причем дело сложилось так, что отряд, который он смял, побежал на янычар. Началась толкучка на небольшой площади около моста. Валахи воспользовались этим моментом и отбили пушки. Пушки тут же повернули и начали расстрел толпы турок. А тут еще и кавалерия валахов зашла в тыл и напала на турецкий обоз. Дело кончилось паникой и турки малость побежали, причем их потери были больше, чем у валахов.
Пока турки бежали, потом угомонились и обнаружили, что их никто не преследует, валахи немного обалдели от такого расклада. Неожиданно для себя они победили. Это было так ново и непонятно, что ночью Михай приказал снимать лагерь и с чувством выполненного долга отступил на север, оставив Бухарест. Вот такая странная победа, после которой все – победители и побежденные разбежались в разные стороны.