Эпилепсия. Славно, что я избавлен от этого недуга. Впереди, позади, слева и справа, сверху и под колесами прямо сейчас творится представление красок. Цирк дю Солей в мире контраста и экспозиции. За десять минут небо из василькового провалилось в темно-фиолетовый цвет "виртуальных путешествий" по Пантону. Зелень холмов прибавила в насыщенности, и весь Чуйский тракт выглядит как картина ребенка: машина, дорога, небо и опустошенные акварельные баночки.
Самая красивая дорога России – Чуйский тракт – как ни одна другая трасса достоин этого титула. Пролегая через три региона, взмывая до 1900 метров и опускаясь к котловинам, он несет вас из центра на юг Сибири, покачивая, обводя вокруг сотни склонов и выбрасывая к широким панорамам с шапками гор и лентой Катуни.
Звонкая, жужжащая алтайская жара была торжественно сбита, и сейчас тучи готовят наши Disсovery 5 к водному шоу. Ощущение, будто сейчас твои бока будут намывать здешние духи, и настроение у них не очень.
Для нового Disco это первый тур по России: после марш-броска по Юте и рассветов у Скалистых гор с песчаной пудрой на бамперах пришло время испытать внедорожники другой страной, климатом и подходом к офф-роуду. Мир меняется, как и сам Discovery. Хотя Land Rover и дал нам потрясное пятое поколение с не меньшим как минимум числом талантов для езды по всем видам покрытий, формально новый Disco ориентирует клиента в сторону более культурного передвижения. Зачем лезть в грязь ради грязи и лебедиться в чистом поле, если можно подойти к приключению с другого конца? Англичане называют это "глэмпингом": вы привносите в преодоление бездорожья флер комфорта и уюта, "обживая" дикие территории при помощи Wi-Fi, USB, вентиляции кресел и электроприводов. Понятно, почему среди клиентов Disco столько новых лиц, а среди сомневающихся в глэмпинг-подходе столько закоренелых фанатов рамы и резиновых сапог.
В качестве допоборудования у нас лишь запаска, багажник, пара канистр и Oreo. Остальное – стандарт HSE Luxury: 600 Нм, семь мест, круговой обзор, второе поколение Terrain Response, пневмоподвеска c 283 мм клиренса, глубиномер и возможность освоить 90-сантиметровый брод. Последнее, скорее, если "вдруг" – ручьи на Алтае в это время не столь полноводны. Шноркели, лебедки тоже в прошлом – ничего из этого Land Rover вам не предложит. Мир действительно изменился.
200 км пути ушли незаметно, как зарплата офис-менеджера в пятницу, – покрутив неожиданно тоненьким для SUV рулем и пропустив через штаны пару кубометров холодной вентиляции, мы прошили насквозь часть тракта от Горно-Алтайска, успев подняться до 1700 метров и перевалить хребет. Если отвлечься, то настырно качественное полотно тракта доведет прямо до Монголии, оседая мегабайтами на карте памяти. Этого достаточно, чтобы увидеть 50 процентов здешних прикрас, но чтобы добрать еще 30, нужно съехать.
С неба полило. Похожая на кляксу капля-разведчик приземлилась по центру лобового, а секундой позже панораму отсекла стена воды. Говорят, это к счастью: регион загадок приветствует нас, одобряя пилигримаж. Нос Disco вздымается все выше – и вскоре я вижу снег.
DISCO ПРИВНОСИТ В ОФФ-РОУД ФЛЕР КОМФОРТА И УЮТА, ОБЖИВАЯ ДИКИЕ МЕСТА
Его немного: десятиметровая шапка снега не растаяла по жаре, и лишь открыв дверь, я понимаю, почему. От жары не осталось и пятнышка, у вершины перевала Бугузун гонимый порывами дождь идет косо, врезаясь в кожу. Мы ныряем в багаж в поисках курток и шапок потеплее – после асфальтовой сковородки горный климат особенно неприветлив. Посвятив час обеду и ритуальному возложению камней на курган, каких тут десятки, мы покидаем природный холодильник, активировав внедорожный круиз-контроль ATPC, и вскоре оказываемся в окружении грунтовых троп и камней.
Алтай, соседняя Тыва и Хакасия давно и прочно любят камни. Всаженные в землю, поставленные вертикально, сложенные в курганы, всю дорогу они защищали, оберегали, предостерегали и укрывали людей от этого мира. Территории укоренившегося шаманизма, видевшие скифов, динлинов, тюрков и хунну, ценят каменные изваяния. Зачастую – даже слишком: в работу историков порой входят рейды по дачным участкам в поисках бесценных статуй, выкопанных и увезенных. Время собирать камни…
В 1756-м Горный Алтай вошел в состав России, вычеркнув из прописки Джунгарское ханство. Но сначала переселяться сюда было нельзя. Лишь в XIX в., когда освоение региона пошло активнее, возникла необходимость в строительстве тракта. Кое-где сохранились фрагменты старой кладки, она бежит чуть выше, протесанная в скалах.
По отличному от асфальта покрытию Discovery идет мягко. Ям и выбоин много, но пневмоподвеска заботится о комфорте. Я снижаю скорость, лишь чтобы не проколоть шины. К вечеру ведомые извилистой речкой, как навигатором, мы добираемся до горной поляны и разбиваем уже под тувинскими звездами самый глэмпинговый лагерь – олицетворение четырех звезд в мире походных котелков и палаток: свечи, спальные места с кроватями, мини-бар и баня. Новый Land Rover будто добавил оправдания гламуру.
Сегодня собраться и отчалить в далекий поход не сложнее, чем выбраться к родственникам. Дороги простираются дальше, провиант стал вкуснее, а в гостиницах всегда есть Wi-Fi. Необходимости в подвиге во имя статуса открывателя нет, и новый Discovery вмешался даже в само таинство открытия, упростив его и разбавив комфортом.
Рассвет встречает солнцем и жарой. Закидав вещи и заставив вентиляцию исторгать холодный воздух, мы выдвигаемся дальше – в Хакасию. По камням, через ручьи и камни, планомерно к финишу большого похода. Ничего сложного: всего через полтысячи километров офф-роуда мы снова оказываемся на асфальте. Все, что делает Discovery, чтобы перестроиться, – это чуть приседает и находит радиоволну. Спасибо, теперь можно снова опустить расход до девяти литров.