Найти в Дзене

Как превратить хобби в бизнес: о байдарках, романтике и больших планах

Оглавление

Владимир Крутиков – владелец проката байдарок и снаряжения, турист с 17-летним стажем. Из своего увлечения он построил перспективный бизнес, который уже приносит прибыль. К 2017 году его прокат водного снаряжения превратился в преуспевающую компанию, которая участвует в специализированных выставках и сотрудничает с крупными производителями снаряжения.

Как все начиналось

В детстве многие ходят в музыкальную школу, на танцы или курсы авиамоделирования, но мало кто посвящает жизнь детскому увлечению. Владимир Крутиков – один из таких. Записавшись в 13 лет в детский турклуб, он вдохновился на всю оставшуюся жизнь. Ходил на катамаранах, а вскоре пересел на байдарки. Но после школы будущего бизнесмена затянул институт, начались сессии, армия, работа – было не до походов.

В 2010 году, соскучившись по туризму, он накопил денег на полный набор снаряжения и отправился в поход. В следующие пару лет Владимир посвятил себя туризму полностью – сначала был руководителем групп, потом отучился на инструктора-байдарочника. Подрабатывал в коммерческих турах, общался с туристами и понял, что аренда снаряжения – прибыльный и популярный бизнес. Решил не терять времени – разместил объявления об аренде байдарки и стал ждать. Первый опыт проката оказался неудачным. Байдарка всего одна, стратегия не продумана, стоимость не согласована…

-2

Потом была свадьба и рождение ребенка, поэтому с туристическим бизнесом пришлось повременить. Жена Владимира – тоже турист-байдарочник. Так в семье оказалось 2 байдарки, совершенно ненужные на данный момент. Владимир решает снова организовать прокат – в этот раз удачно. Сначала даёт объявления в каталогах, потом делает свой сайт (прокат-байдарок.рус). Сарафанное радио работает безотказно: байдарки занимают на несколько месяцев вперед.

В 2017 году в прокате 7 байдарок и 10 видов комплектующих для байдарок (весла, шлемы, гермомешки, спасжилеты). А также снаряжение для кемпинга и пеших походов. У проката появились партнеры, которые помогают увеличить количество снаряжения.

Клиенты проката – в основном семьи с детьми, которые хотят активно отдыхать на свежем воздухе, а не пить пиво и жарить шашлыки в ближайшем парке. Взять в аренду байдарку и снаряжение – лучший способ насладиться природой, сделать крутые фотографии и провести время в веселой командной работе. Особенности проката в том, что владелец – сам опытный турист. Он сам подсказывает начинающим туристам, какое оборудование выбрать и куда лучше отправиться в поход всей семьёй. К тому же, компания Владимира активно развивает и организовывает походы с детьми.

-3

Будни проката: вложения, доходы, расходы

Бизнес быстро стал приносить прибыль: имея  всего лишь 2 байдарки Владимир за 1 сезон окупил их рыночную стоимость, приобрел еще 5 новых лодок и обновил комплектующие. Остаток потратил на долгожданный отпуск с семьей. Как считает сам бизнесмен, причина такого успеха – то, что он смог любимое хобби превратить в работу. Его постоянное участие в туристических фестивалях, общение с потенциальными клиентами на форумах, а также помощь друзей-туристов оказали важное влияние на бизнес. Владелец проката параллельно работает в компании, делающей туристическое снаряжение, а это возможность покупать товары с хорошей скидкой.

Для плавного старта с последующей покупкой дополнительного снаряжения Владимиру понадобилось около 40 000 рублей. Если у вас нет персональных скидок от производителей лодок или щедрых друзей, которые подарят байдарку, то сумма увеличивается до 60-70 тыс. рублей. В нее входит стоимость двух байдарок и комплектующих. Если не делать из проката хобби и зарабатывать только на нем, байдарок и снаряжения понадобится вдвое больше. На лодки, весла, гермомешки, спальники, палатки придется потратить не менее 150 тыс. рублей.

-4

Мы спросили Владимира, сколько можно заработать на прокате байдарок. «Прибыльность зависит от сезона. На майские праздники и День России разбирают всё, в остальное время сдаю по 1-2 байдарки в неделю вместе с палатками, горелками, спальниками. Ну и раз в 1-1,5 месяца арендуют чуть ли не весь склад. Это все при том что свой сайт вышел в топ выдачи только в августе 2016 года».

В холодное время года прокат пополнился новыми товарами – тюбингами, чехлами для лыж и сноубордов. Пока что сфера развивается слабо. Единственные заказы в конце зимы принесли не более 5 000 рублей. Бизнесмен не останавливается, и приглашает к сотрудничеству прокатные базы тюбингов, лыж и сноубордов. Предоставляет прокатное снаряжение в аренду на сезон либо продает по оптовой цене.

В своем небольшом прокате Владимир зарабатывает 5 000 рублей в неделю. Это в сезон. В несезон тоже есть клиенты, но прибыль небольшая – по 200-400 рублей за выходные. Чаще всего берут спальники, горелки, посуду.

Деньги небольшие, если рассчитывать только на доход с проката. В случае Владимира аренда лодок – это пока что хобби в дополнение к основной работе. Увлечение стабильно приносит деньги – пока мы записывали ответы, он успел принять 3 заказа, и получил 3 оплаты брони за байдарки на майские праздники.

Сейчас в бизнесе занята вся семья – сам владелец проката, его жена и маленький сын. Владимир отвечает за снаряжение, поиск клиентов, взаимодействие с поставщиками. Его жена ведет бухгалтерию, а сын вдохновляет на новые свершения. В сезон на поддержание проката тратится все свободное время – на консультации туристов, ремонт снаряжения, решение срочных вопросов с поставщиками. Все выходные, начиная с вечера пятницы до вечера понедельника проходят в сумасшедшем темпе. В будние дни можно «расслабиться» – принимать заказы по телефону во время работы, а ночью развивать свой сайт и соцсети.

Поход «под ключ»

Большой план проката – развить уникальную услугу «поход под ключ» под собственным брендом. Общаясь с клиентами, Владимир понял, что многим из них не хватает опыта для правильной организации маршрута. Из-за неверно подобранного снаряжения и несоблюдения простых правил туризма люди с семьями не получают удовольствие от похода.

-5

«Поход под ключ» – это отличный выход для занятых людей и начинающих туристов. Это комплекс организационных услуг. Мы с командой составляем маршрут, считаем раскладку, подбираем снаряжение и даже закупаем всякие мелочи. Никаких проблем и гарантия удовольствия от похода. Даже если промочите ноги, найдутся запасные шерстяные носки.Я сам когда-то сталкивался с этими проблемами и знаю, как их решить» – делится с нами идеями Владимир.

Планы

Прокат запускает большую агитационную кампанию. Идут переговоры с новыми партнерами, с организаторами фестивалей и соревнований, которые принимают помощь в Московской и Ленинградской области. Обсуждается участие проката на фестивале в Воронеже.

Компания сотрудничает с российскими производителями туристического снаряжения, у которых арендует байдарки. Также на прокат предоставляются шатры для мероприятий, мобильные бани, кемпинговая мебель и посуда.

Владимир постоянно находит снаряжение лучше – такое, которое он и сам хотел бы использовать в походах. Единственное исключение – байдарки «Щука». Их оставили как эконом-вариант для любителей бюджетного отдыха.

Развивается сервис по обслуживанию туристического снаряжения: просушка, промывка, мелкий и капитальный ремонт, а также внесезонное хранение. Пока в арсенале проката нет склада, Владимир оборудовал собственный гараж, где ухаживает за байдарками и инвентарем – лично поддерживает правильную температуру и влажность.

-6

Может быть, лучше купить байдарку?

Байдарки живучие. По словам Владимира, его лодке уже 6 лет, и она жива и полна сил. Конечно, выглядит она не айс – на ней покорялись категорийные реки, но служит надежно. Все, что сегодня закупает прокат, после одного сезона выкладывается на продажу, чтобы к следующему сезону купить новые байдарки. «Конечно все обновить не получается, но мы к этому стремимся, чтобы сократить издержки на ремонт», – говорит Владимир.

Клиенты часто спрашивают: «Может быть, проще купить свою байдарку?». Он честно отвечает: «Да, проще и лучше».  Если у вас куча времени, желания, и за плечами есть хотя бы 10 успешных походов. А также, если вы собираетесь ходить не менее десяти раз в год.

Чего ждать, когда сдаешь байдарки в аренду

Как в любом бизнесе, в прокате Владимира случаются забавные, а порой и неприятные истории. Первая же аренда собственной байдарки закончился для него плачевно – лодку разорвали. Туристы порезали дно во время похода. Ремонт выливается обычно в замену дна, а замена дна вместе с работой выходит в стоимость половины байдарки. Ребята, конечно, были напуганы до ужаса. Они даже не хотели возвращать байдарку и боялись огромного штрафа. Владимир, как человек слишком добрый, простил их. С дном повозился пару часов, использовал тюбик клея и несколько метров материала – сейчас байдарка снова в строю.

-7

Еще одни приколисты умудрились потерять «ненужные железки» от каркасной байдарки. Как они вообще прошли речку, непонятно. Арендаторы были прощены, а производители пообещали прислать эти детали бесплатно.

В прокате была ситуация когда клиент напрочь забыл о брони байдарки и вообще о том, что он куда-то на ней собирался. Если бы не звонок от Владимира, так бы и не вспомнил про деньги за бронь. Зато теперь он постоянный клиент на лодки и снаряжение.

Откуда берутся клиенты

На отсутствие спроса бизнесмен не жалуется. Клиенты находят прокат через партнеров, тематические площадки, соцсети, объявления.   Параллельно учится продвижению в интернете, раскручивает сайт, группы в ВК и Фейсбуке, планирует продвигаться через Инстаграм. Большинство этих каналов – бесплатные. Собственный сайт турист создал сам, выкладывал свои видео на YouTube и получил дополнительный источник клиентов. За все время на рекламу в интернете Владимир потратил 1500 рублей.

Самый эффективный канал раскрутки в сфере туризма, по опыту бизнесмена – личные знакомства и сарафанное радио. Пока он работал инструктором в походах, набрал приличную базу знакомых в туристической сфере, которые вскоре стали клиентами. Участие в фестивалях, соревнованиях и форумах тоже принесли плоды. От проката оборудования на подобных слетах денег не заработать – зато потом люди будут знать где брать.

Производители снаряжения заинтересованы в тест-драйве своих лодок, но сами поддерживать прокат не могут. Владимир предлагает сотрудничество – и компании рекомендуют его аренду. Прокат же получает хорошую скидку на их продукцию.

-8

Напутствия и советы опытного туриста

Большая часть клиентов, которая покупает или берет напрокат – это новички. В любом магазине им предлагают дороже, но не лучше. Чтобы подобрать правильную, удобную для себя байдарку, лучше начать с проката.

Но в прокате тоже бывают махинации. «Не арендуйте на одностраничных сайтах и там, где не указаны контактные данные. Вам просто могут впарить убитое снаряжение и содрать с вас штраф. Перед арендой позвоните и пообщайтесь, знает ли человек, что сдает» – советует Владимир. Бронируйте снаряжение заранее, иначе кто-то может уплыть к мечте раньше вас.

-9

Если вы собираетесь открывать свой прокат, запомните: половине клиентов не важна ваша вещь, им важен сервис. Предлагайте услуги. В ближайших планах Владимира – совместно с производителями сделать лизинг. Клиент испытывает байдарку, и если она понравилась, покупает новую со скидкой равной сумме аренды. Если же не понравилась, то оплачивает только аренду.

Прокат байдарок – это больше, чем увлечение. Это работа, которая приносит удовольствие. Девушки берут снаряжение, чтобы сделать сюрприз молодому человеку, отцы берут байдарки покатать детей. Сплошная романтика, добро и положительные эмоции!