Владимир Крутиков – владелец проката байдарок и снаряжения, турист с 17-летним стажем. Из своего увлечения он построил перспективный бизнес, который уже приносит прибыль. К 2017 году его прокат водного снаряжения превратился в преуспевающую компанию, которая участвует в специализированных выставках и сотрудничает с крупными производителями снаряжения.
Как все начиналось
В детстве многие ходят в музыкальную школу, на танцы или курсы авиамоделирования, но мало кто посвящает жизнь детскому увлечению. Владимир Крутиков – один из таких. Записавшись в 13 лет в детский турклуб, он вдохновился на всю оставшуюся жизнь. Ходил на катамаранах, а вскоре пересел на байдарки. Но после школы будущего бизнесмена затянул институт, начались сессии, армия, работа – было не до походов.
В 2010 году, соскучившись по туризму, он накопил денег на полный набор снаряжения и отправился в поход. В следующие пару лет Владимир посвятил себя туризму полностью – сначала был руководителем групп, потом отучился на инструктора-байдарочника. Подрабатывал в коммерческих турах, общался с туристами и понял, что аренда снаряжения – прибыльный и популярный бизнес. Решил не терять времени – разместил объявления об аренде байдарки и стал ждать. Первый опыт проката оказался неудачным. Байдарка всего одна, стратегия не продумана, стоимость не согласована…
Потом была свадьба и рождение ребенка, поэтому с туристическим бизнесом пришлось повременить. Жена Владимира – тоже турист-байдарочник. Так в семье оказалось 2 байдарки, совершенно ненужные на данный момент. Владимир решает снова организовать прокат – в этот раз удачно. Сначала даёт объявления в каталогах, потом делает свой сайт (прокат-байдарок.рус). Сарафанное радио работает безотказно: байдарки занимают на несколько месяцев вперед.
В 2017 году в прокате 7 байдарок и 10 видов комплектующих для байдарок (весла, шлемы, гермомешки, спасжилеты). А также снаряжение для кемпинга и пеших походов. У проката появились партнеры, которые помогают увеличить количество снаряжения.
Клиенты проката – в основном семьи с детьми, которые хотят активно отдыхать на свежем воздухе, а не пить пиво и жарить шашлыки в ближайшем парке. Взять в аренду байдарку и снаряжение – лучший способ насладиться природой, сделать крутые фотографии и провести время в веселой командной работе. Особенности проката в том, что владелец – сам опытный турист. Он сам подсказывает начинающим туристам, какое оборудование выбрать и куда лучше отправиться в поход всей семьёй. К тому же, компания Владимира активно развивает и организовывает походы с детьми.
Будни проката: вложения, доходы, расходы
Бизнес быстро стал приносить прибыль: имея всего лишь 2 байдарки Владимир за 1 сезон окупил их рыночную стоимость, приобрел еще 5 новых лодок и обновил комплектующие. Остаток потратил на долгожданный отпуск с семьей. Как считает сам бизнесмен, причина такого успеха – то, что он смог любимое хобби превратить в работу. Его постоянное участие в туристических фестивалях, общение с потенциальными клиентами на форумах, а также помощь друзей-туристов оказали важное влияние на бизнес. Владелец проката параллельно работает в компании, делающей туристическое снаряжение, а это возможность покупать товары с хорошей скидкой.
Для плавного старта с последующей покупкой дополнительного снаряжения Владимиру понадобилось около 40 000 рублей. Если у вас нет персональных скидок от производителей лодок или щедрых друзей, которые подарят байдарку, то сумма увеличивается до 60-70 тыс. рублей. В нее входит стоимость двух байдарок и комплектующих. Если не делать из проката хобби и зарабатывать только на нем, байдарок и снаряжения понадобится вдвое больше. На лодки, весла, гермомешки, спальники, палатки придется потратить не менее 150 тыс. рублей.
Мы спросили Владимира, сколько можно заработать на прокате байдарок. «Прибыльность зависит от сезона. На майские праздники и День России разбирают всё, в остальное время сдаю по 1-2 байдарки в неделю вместе с палатками, горелками, спальниками. Ну и раз в 1-1,5 месяца арендуют чуть ли не весь склад. Это все при том что свой сайт вышел в топ выдачи только в августе 2016 года».
В холодное время года прокат пополнился новыми товарами – тюбингами, чехлами для лыж и сноубордов. Пока что сфера развивается слабо. Единственные заказы в конце зимы принесли не более 5 000 рублей. Бизнесмен не останавливается, и приглашает к сотрудничеству прокатные базы тюбингов, лыж и сноубордов. Предоставляет прокатное снаряжение в аренду на сезон либо продает по оптовой цене.
В своем небольшом прокате Владимир зарабатывает 5 000 рублей в неделю. Это в сезон. В несезон тоже есть клиенты, но прибыль небольшая – по 200-400 рублей за выходные. Чаще всего берут спальники, горелки, посуду.
Деньги небольшие, если рассчитывать только на доход с проката. В случае Владимира аренда лодок – это пока что хобби в дополнение к основной работе. Увлечение стабильно приносит деньги – пока мы записывали ответы, он успел принять 3 заказа, и получил 3 оплаты брони за байдарки на майские праздники.
Сейчас в бизнесе занята вся семья – сам владелец проката, его жена и маленький сын. Владимир отвечает за снаряжение, поиск клиентов, взаимодействие с поставщиками. Его жена ведет бухгалтерию, а сын вдохновляет на новые свершения. В сезон на поддержание проката тратится все свободное время – на консультации туристов, ремонт снаряжения, решение срочных вопросов с поставщиками. Все выходные, начиная с вечера пятницы до вечера понедельника проходят в сумасшедшем темпе. В будние дни можно «расслабиться» – принимать заказы по телефону во время работы, а ночью развивать свой сайт и соцсети.
Поход «под ключ»
Большой план проката – развить уникальную услугу «поход под ключ» под собственным брендом. Общаясь с клиентами, Владимир понял, что многим из них не хватает опыта для правильной организации маршрута. Из-за неверно подобранного снаряжения и несоблюдения простых правил туризма люди с семьями не получают удовольствие от похода.
«Поход под ключ» – это отличный выход для занятых людей и начинающих туристов. Это комплекс организационных услуг. Мы с командой составляем маршрут, считаем раскладку, подбираем снаряжение и даже закупаем всякие мелочи. Никаких проблем и гарантия удовольствия от похода. Даже если промочите ноги, найдутся запасные шерстяные носки.Я сам когда-то сталкивался с этими проблемами и знаю, как их решить» – делится с нами идеями Владимир.
Планы
Прокат запускает большую агитационную кампанию. Идут переговоры с новыми партнерами, с организаторами фестивалей и соревнований, которые принимают помощь в Московской и Ленинградской области. Обсуждается участие проката на фестивале в Воронеже.
Компания сотрудничает с российскими производителями туристического снаряжения, у которых арендует байдарки. Также на прокат предоставляются шатры для мероприятий, мобильные бани, кемпинговая мебель и посуда.
Владимир постоянно находит снаряжение лучше – такое, которое он и сам хотел бы использовать в походах. Единственное исключение – байдарки «Щука». Их оставили как эконом-вариант для любителей бюджетного отдыха.
Развивается сервис по обслуживанию туристического снаряжения: просушка, промывка, мелкий и капитальный ремонт, а также внесезонное хранение. Пока в арсенале проката нет склада, Владимир оборудовал собственный гараж, где ухаживает за байдарками и инвентарем – лично поддерживает правильную температуру и влажность.
Может быть, лучше купить байдарку?
Байдарки живучие. По словам Владимира, его лодке уже 6 лет, и она жива и полна сил. Конечно, выглядит она не айс – на ней покорялись категорийные реки, но служит надежно. Все, что сегодня закупает прокат, после одного сезона выкладывается на продажу, чтобы к следующему сезону купить новые байдарки. «Конечно все обновить не получается, но мы к этому стремимся, чтобы сократить издержки на ремонт», – говорит Владимир.
Клиенты часто спрашивают: «Может быть, проще купить свою байдарку?». Он честно отвечает: «Да, проще и лучше». Если у вас куча времени, желания, и за плечами есть хотя бы 10 успешных походов. А также, если вы собираетесь ходить не менее десяти раз в год.
Чего ждать, когда сдаешь байдарки в аренду
Как в любом бизнесе, в прокате Владимира случаются забавные, а порой и неприятные истории. Первая же аренда собственной байдарки закончился для него плачевно – лодку разорвали. Туристы порезали дно во время похода. Ремонт выливается обычно в замену дна, а замена дна вместе с работой выходит в стоимость половины байдарки. Ребята, конечно, были напуганы до ужаса. Они даже не хотели возвращать байдарку и боялись огромного штрафа. Владимир, как человек слишком добрый, простил их. С дном повозился пару часов, использовал тюбик клея и несколько метров материала – сейчас байдарка снова в строю.
Еще одни приколисты умудрились потерять «ненужные железки» от каркасной байдарки. Как они вообще прошли речку, непонятно. Арендаторы были прощены, а производители пообещали прислать эти детали бесплатно.
В прокате была ситуация когда клиент напрочь забыл о брони байдарки и вообще о том, что он куда-то на ней собирался. Если бы не звонок от Владимира, так бы и не вспомнил про деньги за бронь. Зато теперь он постоянный клиент на лодки и снаряжение.
Откуда берутся клиенты
На отсутствие спроса бизнесмен не жалуется. Клиенты находят прокат через партнеров, тематические площадки, соцсети, объявления. Параллельно учится продвижению в интернете, раскручивает сайт, группы в ВК и Фейсбуке, планирует продвигаться через Инстаграм. Большинство этих каналов – бесплатные. Собственный сайт турист создал сам, выкладывал свои видео на YouTube и получил дополнительный источник клиентов. За все время на рекламу в интернете Владимир потратил 1500 рублей.
Самый эффективный канал раскрутки в сфере туризма, по опыту бизнесмена – личные знакомства и сарафанное радио. Пока он работал инструктором в походах, набрал приличную базу знакомых в туристической сфере, которые вскоре стали клиентами. Участие в фестивалях, соревнованиях и форумах тоже принесли плоды. От проката оборудования на подобных слетах денег не заработать – зато потом люди будут знать где брать.
Производители снаряжения заинтересованы в тест-драйве своих лодок, но сами поддерживать прокат не могут. Владимир предлагает сотрудничество – и компании рекомендуют его аренду. Прокат же получает хорошую скидку на их продукцию.
Напутствия и советы опытного туриста
Большая часть клиентов, которая покупает или берет напрокат – это новички. В любом магазине им предлагают дороже, но не лучше. Чтобы подобрать правильную, удобную для себя байдарку, лучше начать с проката.
Но в прокате тоже бывают махинации. «Не арендуйте на одностраничных сайтах и там, где не указаны контактные данные. Вам просто могут впарить убитое снаряжение и содрать с вас штраф. Перед арендой позвоните и пообщайтесь, знает ли человек, что сдает» – советует Владимир. Бронируйте снаряжение заранее, иначе кто-то может уплыть к мечте раньше вас.
Если вы собираетесь открывать свой прокат, запомните: половине клиентов не важна ваша вещь, им важен сервис. Предлагайте услуги. В ближайших планах Владимира – совместно с производителями сделать лизинг. Клиент испытывает байдарку, и если она понравилась, покупает новую со скидкой равной сумме аренды. Если же не понравилась, то оплачивает только аренду.
Прокат байдарок – это больше, чем увлечение. Это работа, которая приносит удовольствие. Девушки берут снаряжение, чтобы сделать сюрприз молодому человеку, отцы берут байдарки покатать детей. Сплошная романтика, добро и положительные эмоции!