Найти тему

Как джва года делать проект с заказчиком, который не хочет с тобой разговаривать

Оглавление

Сегодня хотелось бы поговорить про коммуникации.

1. Кликбейт?!

И, в лучших традициях, мы начнём с кликбейтового названия поста.

Заказчик не хочет разговаривать? Делать с ним проект? Что за чушь? — спросите вы. И будете правы.

Звучит нелепо. Но именно так я более двух лет руководил проектом по развитию программы лояльности. Команда выросла с 4 до 20 человек, количество кода и фич — кратно, а об интеграциях и новых клиентах говорить вообще страшно.

Забегая вперёд: на самом деле клиент как раз-таки очень даже хотел и любил общаться. Но только совсем не так, как нам было нужно.

2. Каналы коммуникации

-2

Вообще, если говорить о коммуникациях с заказчиком, то менеджеру обычно доступны 4 канала:

1. Личные встречи

2. Мессенджеры

3. Звонки

4. Переписка в почте

Кажется, всё понятно. На личных встречах знакомимся, обсуждаем сложные вопросы, презентуем готовый проект. В мессенджере можно перекинуться парой слов или небольшими вопросами. Звоним, если случилось что-то важное и срочное. Ну а почта — для тяжёлой артиллерии, сложных вопросов, отложенного чтения, юридической фиксации договорённостей.

3. Что было не так

1. Личные встречи

Личные встречи нам обычно итак недоступны. Всё-таки за то нам и платят, что мы сидим где-то далеко в провинции, работаем хорошо, а стоим дешевле. Это — конкурентное преимущество.

Так что за два года проекта я видел нашего заказчика в глаза 1,5 раза.

2. Мессенджеры

Очень много общения происходило именно в мессенджерах. Тут всё ок, как и ожидалось. Правда приходилось использовать Скайп, но с этим жить можно.

3. Звонки

А вот тут начинается интересное. Заказчик очень и очень любил звонить. По любому поводу. При этом с важностью и срочностью вопроса никакой корреляции не было.

Почему так происходило? Из-за вечной занятости и решении вопросов на ходу. Или лучше за рулём. За два года я побывал с клиентом по всей России, ходил в театр и баню, ездил в отпуска, простоял десятки часов в пробках на МКАД.

Что это давало? Ну, заказчику становилось спокойнее. А нам проще не становилось.

Что можно сделать, если ты за рулём? Записать ничего нельзя. Запомнить тоже. Воспользоваться ноутбуком нельзя. Даже толком сосредоточиться не получится.

4. Почта

-3

Почты было так же много, как и мессенджеров. Проект-то большой и контактов много.

Но — треш продолжается — заказчик письма терял или не читал те, которые были посланы «невовремя» или не нравились.

Да, да, вы не ослышались. Если речь касалась каких-то не очень приятных моментов вроде переноса релиза или проблем во время интеграции у клиента, то клиент мог ответить что-то вроде: «Артур, я открыл письмо, ты там пишешь про проблему. Я расстроился и закрыл его».

А если я писал в разгар рабочего дня в понедельник, то ответа на него не было почти никогда, каким важным бы оно ни было.

4. К каким фэйлам это приводило

К самым разнообразным. И их было много. Что самое обидное — далеко все были не по нашей вине.

-4

Хрестоматийных могу припомнить два.

Пример первый

Одна из фич требовала серьёзной интеграции с кассами в магазинах. Как это часто бывает, аналитики выгребли не все подводные камни. И я их за это не виню, сроки поджимали. В очередной раз отправили свои вопросы клиенту. Как обычно — ни ответа, ни привета. Мы на задачу забили и продолжили пилить другие фичи по графику.

Ну а спустя три недели в день X ребята с кассами радостно сообщили, что фичу можно включать. Только мы-то её не сделали и отложили. Так релиз сорвался, а на орехи за задержку получили мы.

Пример второй

Опыт — сын ошибок трудных. А мы своих два раза не повторяем. Поэтому в следующей такой ситуации быстро решили, что уже достаточно разбираемся в бизнесе клиента, вопросы не такие значительные. Если ответа нет, то делаем задачу так, как считаем правильным. Сделали. Сделали вовремя. Радостно сообщили о готовности.

И снова получили на орехи. Оказалось, что наши вопросы ушли по адресу и вызвали у бизнес-пользователей такое бурное обсуждение, что вся концепция изменилась.

Так что пришлось нам фичу перепиливать почти с нуля.

5. Как с этим жить?

Просто и сложно одновременно. Вспомнить про 5 стадий принятия и следовать последнему пункту.

1. Подстраиваться под нужды и стиль общения заказчика

Ну, нравится человеку разговаривать по телефону. Почему бы и нет? В нашем случае, на самом деле, была серьёзная необходимость — постоянные командировки и встречи.

2. Задавать вопросы в правильном месте и нужное время

Выясните примерный график работы того, с кем вы ведёте проект. От этого зависит многое. Для решения сложных вопросов, длительных коллов нужно использовать наиболее продуктивные часы. Например, раннее утро. Или даже выходной.

Так я знал, что по субботам мой заказчик ездит в баню с друзьями. Так что довольным он бывал с самого утра, и все вопросы решались легче.

3. Использовать инструменты так, как это работает, а не как принято

1. Пишите письмо в почте и тут же звоните. Сами фиксируйте итог.

2. Мешайте 10 вопросов в одном письме. Если это работает — отлично.

3. Согласовывайте срочные и важные изменения в чате, если это даёт результат.

6. Как использовать в своих интересах?

Если быть достаточно умным и сообразительным, то легко понять, как использовать слабые места в коммуникации заказчика против него.

И здесь будет место для дисклеймера большими буквами: ТОЛЬКО НА БЛАГО ПРОЕКТА И НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ!

А рецепт прост. Если мы знаем, как делать нужно, то знаем и как не нужно:

1. Звоните невовремя и требуйте ответов прямо сейчас. Хорошо предложить два варианта: хороший, который вас устраивает, и плохой, который не устраивает никого.

2. Ссылайтесь на письмо, которое клиент не найдёт. Если в почте свалка, то это довольно безопасно.

3. Работайте по договорённостям в чате, которые утонули в переписке. Дело не ждёт. А ответственность всегда можно разделить пополам.

С любовью, Артур

P.S. Посты канала «Байки из проектного офиса»