Найти в Дзене
VarТехник

Почему две башни хуже одной?

Оглавление

Не зря в обиходе есть поговорка – «одна голова хорошо, а две лучше». Однако в бронетехнике такие правила не действуют и как показала практика, одно башенные машины гораздо эффективнее. Но почему так оно получается? Не уж то две башни хуже одной?

Одна башня против двух.

В истории есть яркий пример, когда на одном поле боя сошлись приближённые по характеристикам одно башенные и двух башенные машины. Это произошло со стороны СССР во время Советско-Финской войны, когда РККА потребовали новый тяжёлый танк.

КВ-1
КВ-1

В итоге было представлено два прототипа – КВ-1 и СМК. Как уже многие знают, КВ-1 обладал всего одной башней, массивной бронёй и большим количеством пулемётов. Однако СМК – конкурент Клима Ворошилова 1, имел больше стволов – один основной 76 мм и противотанковый 45 мм, не говоря о почти в два раза большем количестве пулемётов.

СМК
СМК

Зимой 1939 года, во время атаки советских войск, обе машины приняли участие в наступлении. Танки, обладая схожими корпусами двигались примерно вровень, выдерживая многочисленные попадания, но танкисты СМК испытывали проблемы с субординацией. Командир не успевал одновременно давать указания обеим башням.

-4

Тем не менее, много башенный СМК долго не провоевал. Машина была подбита, а экипаж бросил танк. Из-за этого, «конкурс» на создание тяжёлого танка выиграл именно КВ, став легендой не только того периода, но и современности.

-5

Другие много башенные танки.

Не только СССР занимался разработкой и созданием танков с более чем одной башней. Это практиковали и в других странах…

Великобритания создала танк Independent, обладающий аж тремя башнями. В одном варианте, две вспомогательных орудийных установки вооружались пулемётами, а в другом – огнемётами.

 Independent
Independent

Несмотря на распространённое мнение, что Германия не имела тяжёлых танков аж до 1943 года, один мелкосерийный образец всё же был произведён. Им стал малоизвестный Neubaufahrzeug. Сие агрегат создали в 1933 году по приказу фюрера и требованиям военных. Причём машина полностью соответствовала тем самым требованиям, но всего построили три машины, которые состояли на вооружении вермахта и широко рас тиражировались аж до начала Второй Мировой.

Neubaufahrzeug
Neubaufahrzeug

В СССР до СМК существовал целый ряд много башенных машин, но самые известные и грозные – Т-28 и Т-35. Первый был средним, а второй тяжелым. Они имели три и пять башен соответственной, неся арсенал, свойственный скромной крепости, начиная тройкой пулемётов и пушкой и заканчивая аж трема пулемётами, двумя пушками и одной гаубицей, и всё это облачено в противоснарядную броню.

Т-35
Т-35
Т-28
Т-28

США не располагали действительно воплощёнными в жизнь много башенными танками, но инженеры породили странное чудо, называемое M3 средний, более известный как M3 Lee. Он представлял собой среднее гусеничное шасси с башней и пушкой по правую часть борта.

M3 Lee
M3 Lee

Нечто похожее было и во Франции, но аналог M3 Lee носил индекс Char B1. Его схема очень сильно походила на американского коллегу, но внешне их даже нельзя было сравнить.

Char B1
Char B1

Почему только одна башня?

Почему же только одна башня на современных танках? И в правду – почему не две, не три, а всего одна? Ответ довольно прост:

Практика показала, что командиру сложно управлять двумя башнями и более. Порой возникают проблемы в руководстве одной башней в боевых условиях, а две это уже «взрыв мозга» для любого офицера.

-12

Ещё одна причина – сложность реализации. Если на танк поставить даже маленькую башню, то корпус придётся кардинально изменить. В лучшем случае – увеличится длинна, а в худшем – перекомпоновка, не говоря о смещении главной башни и установки вооружение. Это ещё не затрагивалась проблемы увеличения веса, дополнения электроники, систем управления так далее…

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.