В это направление входит всё, что не относится к лекциям и науке — спорт, праздники, социальные проекты, клубы, кружки, благотворительность, общение со школьниками и многое другое. Все описанное — активность, предназначенная для удовлетворения потребностей студентов — самореализация, социолизация, культурное и духовное развитие.
Логически говоря, необходима стратегия, которая учитывает потребности и особенности вуза, но самое главное — текущие вкусы студентов (а сейчас это меняется с огромной скоростью, и можно смело менять курс каждый год). Бессмысленно производить продукт, который не востребован потребителем. Однако эта простая логика претит абсолютному большинству представителей администрации вузов России — за редким исключением. Более того — такой проблемы официально не существует.
Законодательно — существуют советы обучающихся, которые могут участвовать в деятельности вуза. На практике — советы обучающихся — 18-20 летние ребята — не имеют никакой силы и не могут принимать никаких решений — хотя должны защищать интересы студентов, и быть тем мостиком, буфером который позволит вузу быть актуальным в своей деятельности — проводить те мероприятия, которые интересны, рассматривать и поддерживать инициативы, которые востребованы массой студентов, а не "приближенными, выдвиженцами", как это часто бывает (надо же куда-то тратить госбюджеты).
Случаи, когда в вузе или на факультете имеется адекватный, современный отдел по работе с молодежью (внеучебной деятельностью, культ-масс и пр.) единичны. Но ещё реже — когда имеется адекватный и работающий совет обучающихся. В итоге мы получаем "Праздник Знаний", "Поэтический Вечер", выступления 60-ти летних педагогов перед первокурсниками, и всё это в качестве культурно-массовых мероприятий.
Следующая статья будет более подробно рассказывать о происходящем в "кулуарах" вузов, между студентами и администрацией, примеры успешных решений, и немного статистики.