Найти тему
Культурный тормоз

Жестокий Екатеринбург

Оглавление

Человек не терпит экзистенциальной пустоты, поэтому ему свойственно наполнять пространство, где он живет, смыслом. Из этой особенности восприятия мира родилось такое понятие как городской текст. Самым богатым и изученным на сегодня остается петербургский, за ним упорно следует московский. Понять остальную Россию пытались и как через общий провинциальный, так и через локальные тексты, например воронежский или пермский. Но еще интереснее выглядит в этом контексте литература о Екатеринбурге.

А можно ли об этом говорить?

Выделять какой бы то ни было городской текст можно только в том случае, если существует соответствующее гипертекстовое пространство. Когда несколько текстов одного или нескольких авторов содержат одни и те же элементы в разных контекстах и интерпретациях. Например, произведение с упоминанием медного всадника, несомненно, включается в текст петербургский. Так ли часто можно встретить произведения о Екатеринбурге? Не часто, но давайте примем за данность, что для короткого анализа нам достаточно двух.

В транспорте и вокруг него

Екатеринбург в романе Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» – зимний, предновогодний и пугающе бесконечный. Будучи одним из самых компактных городов-миллионников России, в романе он предстает как постоянно растягивающееся пространство. Герой – автослесарь Петров – тщетно пытается добраться с работы до дома, приехать со стороны Орджоникидзевского и Железнодорожного районов на Юго-Запад. В итоге он оказывается в частном секторе на Эльмаше, который столичные критики по незнанию окрестили ближним пригородом. И если ранее он перемещался на троллейбусе, то на Эльмаш прибыл в катафалке.

Умерев – буквально или метафорически – Петров повторяет попытку вернуться домой, и на этот раз, с пересадками, это получается. Общественного транспорта в городе очень много, создается ощущение, что герои избегают пеших прогулок, будто опасаясь непосредственного контакта с городом. Смотреть на него из окна, или стоять, замерев, и пытаясь понять, где ты находишься – вот что выбирают герои Сальникова.

Однако по возвращении домой Петрова мучительные попытки персонажей попасть из пункта «А» в пункт «Б» не заканчиваются – он едва успевает привезти Петрова-младшего на елку в ТЮЗ, и этот путь кажется мальчику бесконечной пыткой. При этом Петровы почти повторяют ранее намеченный маршрут – Юго-Запад – Железнодорожный район – и как бы застревают в своем мирке, в котором, как во сне, все кажется близким, но добраться ни до чего не получается.

Волшебная страна

Екатеринбург в фильме Сигарева «Страна ОЗ» - зимний, предновогодний и пугающе бесконечный. Главная героиня фильма – Лена Шабадинова – безуспешно пытается попасть на улицу Торфорезов, о существовании которой словно никто не знает. К слову, улица эта есть до сих пор в частном секторе на ВИЗе, и делать там по сути нечего.

-2

Здесь Екатеринбург скорее похож на сказочный праздничный городок, в окрестностях которого притаилась вся хтонь – миражный ларек, трасса с неуправляемыми машинами.

В отличие от Петрова Шабадинова до пункта назначения так и не добирается, зато знакомится с целой галереей сказочных обитателей – то ли с жителями волшебной страны Оз, то ли с гоголевскими уродцами. Екатеринбург приютил всех, эти существа вылезают отовсюду, выскакивают, как из табакерки.

-3

Что в итоге?

Наполнен необычными незнакомцами и Екатеринбург Сальникова, вот только в отличие от чистой «блаженной» Ленки главные герои «Петровых» сами не уступают эпизодическим персонажам в странности. При этом в обоих произведениях герои нездоровы – будь то грипп, переломы или самодиагностированное сумасшествие.

Получается, что Екатеринбург в современной культуре – это вымороченное бесконечное городское пространство, которое засасывает героя, делает его больным и погружает в пограничное состояние – то ли сон, то ли бред, то ли смерть.