Найти в Дзене
Судострой

Проект MPSV12: новая четвёрка морских буксиров-спасателей

Головное судно проекта MPSV12 / Фото: Невский ССЗ
Головное судно проекта MPSV12 / Фото: Невский ССЗ

29 марта в Санкт-Петербурге был подписан акт технической приёмки многофункционального аварийно-спасательного судна-буксира "Бахтемир". Событие для многих долгожданное, тем более что на сайте Морской спасательной службы, где теперь служит "Бахтемир", судно давно числится в составе действующего флота. Хороший повод поговорить о новом проекте. К тому же, в архиве ТГД нашлось несколько фотографий строящихся судов.

Наш сегодняшний герой – головное судно проекта MPSV12, разработанного "Морским инженерным бюро" (МИБ). Серия из четырёх судов строится на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в Ленинградской области. Суда получили имена "Бахтемир", "Калас", "Бейсуг" и "Пильтун" по названиям рек, расположенных в предполагаемых районах портов приписки и эксплуатации.

Головной спасатель проекта MPSV12 был заложен 2 июня 2015 года. Спуск на воду состоялся 19 августа 2016 года. С момента закладки до сдачи, которая ожидалась ещё в конце 2018 года, прошло почти четыре года. Срок не малый, но с учётом того, что судно головное, вполне объяснимый.

Судно проекта MPSV12 имеет ледовый класс Arc5 и может выполнять широкий круг задач. В их число входят патрулирование и аварийно-спасательное дежурство, оказание помощи терпящим бедствие судам, спасательные и судоремонтные работы на глубине до 80 м.

Строящееся судно проекта MPSV12 / Фото: ТГД
Строящееся судно проекта MPSV12 / Фото: ТГД

Также новый спасатель пригодится для буксировки аварийных судов, тушения пожаров, эвакуации людей, доставки персонала и грузов. Для подводных исследований судно оснащено телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (ТНПА) с глубиной погружения до 3000 м.

Габаритная длина судна проекта MPSV12 составляет 79,85 м, ширина – 17,36 м, осадка – 3,2/4,5 м. Автономность – 30 суток. Максимальная скорость хода – 14 узлов, экономичный ход – 11 узлов. Тяговое усилие – 100 т.

В энергоустановке судна используются два главных дизельных двигателя Wartsila мощностью 2600 кВт каждый.

Пропульсивный комплекс судна проекта MPSV12 / Фото: ТГД
Пропульсивный комплекс судна проекта MPSV12 / Фото: ТГД

Винторулевой комплекс включает в себя два винта регулируемого шага (ВРШ) и два полуподвесных руля с закрылками.

Для реализации системы динамического позиционирования проект MPSV12 оснащён тремя подруливающими устройствами (ПУ). Два ПУ мощностью по 750 кВт расположены в носовой части. Одно ПУ мощностью 790 кВт с ВРШ находится в кормовой части судна.

Пропульсивный комплекс судна проекта MPSV12 / Фото: ТГД
Пропульсивный комплекс судна проекта MPSV12 / Фото: ТГД

На палубе предусмотрена возможность размещения целой линейки оборудования. Это может быть мобильный водолазный комплекс, телеуправляемые подводные аппараты, оборудование для ликвидации аварийных разливов нефти.

Для тушения пожаров судно оборудовано системами водяного, пенного, порошкового тушения. Медицинский блок включает в себя кабинет врача, стационар на два места и изолятор на одно место.

Макет судна проекта MPSV12 / Фото: ТГД
Макет судна проекта MPSV12 / Фото: ТГД

Четыре судна проекта MPSV12 – не первая серия, которую Невский ССЗ совместно с МИБ строит для спасательной службы. Ранее, с 2009 по 2015 годы, завод создал четыре многофункциональных аварийно-спасательных судна проекта MPSV07. У двух проектов много отличий, начиная от формы корпуса и заканчивая мощностью и устройством пропульсивного комплекса.

Что касается сроков сдачи, то, в конце прошлого года Морспасслужба рассчитывала, что в течение 2019 года в состав флота войдут все четыре судна проекта MPSV12.