В этом году в программу пензенского кинофестиваля "Мужская роль" вошел фильм сценариста, режиссера, литератора, продюсера и композитора Михаила Сегала под парадоксальным названием "Слоны могут играть в футбол".
Аннотация к фильму предельно кратка и провокационна. Зрителю обещают историю сорокалетнего бизнесмена Дмитрия, который неровно дышит к совсем юным девушкам, однако все "лолитовские" настроения даже в сжатых анонсах обещают повести нестандартными тропами.
Мне удалось посмотреть этот фильм, и я все думала, а стоит ли о нем писать, ибо так не хочется заранее рассказывать, что там происходит, дабы не спугнуть впечатления и размышления каждого отдельного его потенциального зрителя. Поверьте, на гектарах вариантов понимания того, что именно хотел донести своей историей Михаил Сегал, можно выгуливать немало слонов. Впрочем, можно посмотреть и понять что-то одно, а кто-то, думаю, не поймет ничего и хрюкнув скажет про главного героя "Ну и дурак!".
И все-таки решила написать совсем немного, чтобы вот эти "лолитовские настроения" несколько приглушить, ведь кого-то они могут отпугнуть от "слонов" совершенно. Тем же, кто предвкушает скандал, на фильм надо идти тем более.
Это удивительно эстетичное, ироничное, светлое, тонкое кино, снятое словно бы в созданном режиссером и его командой особом пространстве с едва уловимыми визуальными признаками Одессы и Москвы. Но в целом места его действий достаточно условны: южный расслабленный город, в котором хорошо мечтать и гулять и город предельной концентрации, где надо вести бизнес и никуда не опаздывать.
Фильм состоит из трех частей-новелл, в каждой из которых фигурирует блок общения Дмитрия ( актер Владимир Мишуков) с новой девушкой, две из которых - дочери его близких друзей.( Соня Гуревич, Варя Пахомова, Саша Быстрицкая). Каждый блок одновременно приближает нас к постижению личностных мотивов Дмитрия и отбрасывает на несколько шагов назад.
И это очень захватывающая игра режиссера со зрителем, причем, не манипулятивная, а честная, скажем, - эмоциональный теннис. Получаешь подачу - отвечаешь. Или пропускаешь, но играешь дальше. В общем удивительный по фактуре фильм, в котором лично я прежде всего увидела его создателя ( хотя создатель очень много в превосходной степени говорит об актере-исполнителе главной роли во всех интервью).
Чуть-чуть поделюсь: меня сценарий привел, куда давно из современных творцов никто не заглядывал: в пространство чистоты, невероятной хрупкости и, я бы сказала, моральной гигиены. Причем абсолютно светского толка, а не религиозного.
Есть ситуации, когда между людьми не должно быть никаких преград, а кто-то из них умудряется в самую крохотную дистанцию впихнуть своего слона, уже размявшегося для игры. И в то же время герой, который умеет контролировать пространство и устроить футбольное поле для слонов там, где другой бы уже, не вытирая ноги, прошел и взял все, что плохо лежит, как минимум интересен.