Найти тему
Песни из подполья

Русская муза Аристида Майоля и ее "Блатные песни"

Эта удивительная женщина такой же символ Парижа, как Марианна - символ Французской республики. Двадцать ее скульптурных изображений украшают центр французской столицы. Она - "Река", она - "Воздух", она - "Гармония", она - Дина Верни.

Скульптура Аристида Майоля "Воздух". Установлена в саду "Карусель" в 1964 году.
Скульптура Аристида Майоля "Воздух". Установлена в саду "Карусель" в 1964 году.

Она родилась в Кишиневе. В 1925 году родители вместе с шестилетней Диной бежали из Советской России в Париж, где ее отец устроился работать аккомпаниатором.

Когда Дине исполнилось 15, она познакомилась с великим Майолем, стала его моделью. Майоль рисовал и лепил ее практически каждый день. Она вдохновила его на множество новых работ, впервые после большого перерыва он снова взялся за карандаш, не забывая увековечивать Дину в бронзе и мраморе.

Параллельно Дина училась, окончила университет, снималась в кино, пела на эстраде, позировала Матиссу и Дюфи.

Дина Верни. Рисунок Аристида Майоля.
Дина Верни. Рисунок Аристида Майоля.

Во время войны Дина принимала активное участие в Сопротивлении, была арестована гестапо. Из лагеря ее вытащил Майоль, обратившись за помощью к любимцу фюрера скульптору Арно Брекеру. Отцу Дины повезло меньше - он погиб в Освенциме.

После гибели Майоля в 1944 году, Дина Верни унаследовала его коллекцию и галерею, ставшую самой известной и преуспевающей в Париже. Поиском новых талантов, организацией выставок, пропагандой наследия Майоля, созданием его музея она будет заниматься вплоть до смерти в 2009 году.

С улучшением отношений между СССР и Западом, русские музы великих французов: Надя Леже, Лидия Делекторская стали регулярно наведываться Союз. В 1959 году впервые побывала на родине и Дина Верни. Со временем поездки стали регулярными. Верни подружилась с русскими художниками-авангардистами, покупала картины, организовывала выставки в Париже Илье Кабакову, Михаилу Шемякину.

В компаниях художников она впервые услышала песни, поразившие ее до глубины души: про товарища Сталина, написавшего научный труд по филологии, про ударников Беломорканала, про затерянный в Сибири Бодайбо, про проклятую Колыму.

Песни запали в душу, многие она выучила наизусть, а однажды, вернувшись в Париж, арендовала студию и с друзьями-музыкантами записала альбом - "Блатные песни". Записала в своей необычной манере, как пели протяжные народные песни в городах ее детства - Кишиневе и Одессе, как учили ее мать и отец - профессиональные музыканты.

Обложка альбома "Блатные песни"
Обложка альбома "Блатные песни"

Оборотная сторона альбома
Оборотная сторона альбома

Авторы песен на диске не указаны.
Авторы песен на диске не указаны.

В аннотации говорится, что все эти песни сложили в сибирских лагерях настоящие большие поэты. Однако половина песен, записанных на диске, все-таки имеет авторов. Это и Высоцкий, и Алешковский, одна из песен, скорее всего, написана Андреем Тарковским (не надо путать с Арсением). Однако даже в Союзе все эти песни считались народными, немудрено, что в Париже этим пренебрегли ради легенды об узниках ГУЛАГа, написавших их.

После выхода пластинки, въезд в СССР для Дины Верни был запрещен. И снова побывать на родине она смогла только после распада Союза.

Личное

В первый раз перезапись альбома я услышал в начале 80-х. На клочке бумаги, приложенном к катушке, значилось только имя и название песен. Я был без ума от необычного голоса, манеры исполнения. Через год катушка пропала, и второй раз я услышал эти песни уже в конце 90-х, когда вышел отечественный компакт, а в прессе появилась информация о легендарной баронессе и музе великого скульптора. Но такого сильного впечатления песни уже не произвели.

Недавно, послушал снова - гениально.

Дорогие читатели! Не дайте пропасть в безвестности начинающему каналу. Поддержите в благом начинании.
Что бы двигаться дальше и писать лучше, нужны ваши лайки. Без них моя карма стремится к нулю, а тексты никак не могут обрести читателя.

Поставьте лайк!

Подпишитесь!

Проявите милосердие.