(2009, Великобритания)
Это последний на сегодня полнометражный фильм режиссёра/сценариста Нила Маршалла, ранее знакомого мне лишь по добротному, но малоизвестному постапокалиптическому боевику "Судный день" (2008). Также Маршалл - второй по счету из трёх кинотворцев, которые в 2000-х впечатлились легендой о сгинувшем бесследно, Девятом Испанском легионе; первым ее экранизатором, напомню, был Даг Лефлер со своим "Последним легионом" (2006), а третьим - Кевин МакДональд и его "Орёл Девятого легиона", (2010).
Чем вариация это легенды в исполнении Маршалла отличается от других? По большому счёту - ничем. У него Девятый легион также попал в засаду косматых британских аборигенов и был поголовно вырезан. Разве что историю на фоне этого разгрома Нил рассказывает другую, вот и всё. Ну и ещё отдает предпочтение не драме и приключенческой романтике, а чистокровному боевику. Такому, что изобилует кроваво-натуралистичными подробностями в лучших современных экшен-традициях.
Главного героя этой истории, центуриона Квинтуса Диаса (Майкл Фассбендер) везунчиком уж точно не назовешь. Ну или, опять-таки, с какой стороны на это посмотреть. Крепость-форпост, которой он командовал, пала во время ночной атаки пиктов, а Диас оказался единственным выжившим, которого те взяли в плен. Правда, лишь затем чтобы издеваться над ним до потери пульса, так что ничего хорошего эта отсрочка от смерти ему не сулила. Тем не менее однажды Квинтус всё-таки задал драпака, причем в самом удачном из всех направлений. В тот момент, когда погоня его уже настигла, ему на выручку внезапно пришли соотечественники. Они же - бойцы того самого Девятого легиона, отправленного на север Британии, дабы покарать задолбавших Рим пиктов и их короля Горлакона.
Однако легко было такое приказать, да вот нелегко сделать. Прикомандированная начальством к легионерам, немая следопытка из местных (Ольга Куриленко) продинамила римлян, заманив их в ловушку. И не успел ещё Квинтус обвыкнуть в новых доспехах, как приютившее его войско тоже было разнесено в пух и прах, а сам он... всё верно - опять чудом уцелел (вот же скользкий читер и любимчик сценариста!). Разве что теперь не в одиночку, а с несколькими соратниками, над которыми он, как самый старший из них по званию, тут же взял командование.
И куда перво-наперво направилась эта жалкая кучка выживших? Обратно на юг? Как бы не так. Хотя половина из них была не против туда смыться, да только Квинтус и парочка таких же, как он, честных ветеранов решили найти и спасти рядового Райана... пардон - генерала Тита Флавия Вирила (Доминик Уэст), своего командующего, которого пикты схватили живьем и куда-то увезли. Решили - и пошли огребать на свои древнеримские задницы одно приключение за другим...
Короче говоря, из такой вот беготни, пряток, убийств и побоищ весь фильм и состоит. Никакой политики, никакой эпичности, никаких помпезных декораций и гигантских массовок. Всё скромненько и на фоне природы, поскольку денег у Маршалла хватило лишь на оружие, амуницию, одежду да постройку маленькой деревянной крепости для начальной и финальной битв.
К "картинке" и к боевой хореографии "Центуриона" претензий нет, а вот сценарная логика временами хромает. Перебив туеву хучу римлян, пикты бросают их валяться на поле боя, не подбирая ни оружие, ни доспехи (для аборигенов - тонны дефицитного металла), ни прочие трофеи. Но ещё больший идиотизм демонстрируют выжившие солдаты. Направляясь в долгое странствие по враждебным землям, они не набивают вещмешки провизией, найти которую на месте разгрома легиона было явно несложно. Нет, по какой-то странной логике они уходят в бега совсем без жратвы. Почему? Ну, видимо, затем чтобы их злоключения выглядели гораздо более драматично. А то какие же это будут тяготы и невзгоды, если вместо грибов, корешков, мха и иной подножной дряни беглецы станут жевать хлеб-сыр-мясо и лосниться мордами от сытости?
***
В общем, добротный жесткач про драки на мечах и копьях в 117 году нашей эры, снятый на фоне нордических красот Шотландии. Само собой, ни на какую историческую достоверность "Центурион" не претендует, так как являет собой обычную попсу без замахов на Оскары и прочие авторитетные награды. Да и замах на финансовую прибыль у Маршалла тоже в итоге не получился. Несмотря на батальную зрелищность и образцовый драйв, кино отчего-то не нашло своего зрителя и едва-едва отбило в прокате половину 12 млн. $ бюджета. Что есть весьма обидно и горько, ведь по качеству оно ничем не уступает вышедшему годом позже, первому "Железному рыцарю", даром что на тот было потрачено в два раза больше денег и в нём присутствовала более интересная и понятная зрителю, эпоха Средневековья.