Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Центурион

Оглавление

(2009, Великобритания)

Странноватый постер. Зачем помещать на него главную звезду фильма, если она в таком виде совсем не узнаваема? Попробуйте-ка, не приглядываясь, опознать в этом человеке с перекошенным лицом Майкла Фассбендера.
Странноватый постер. Зачем помещать на него главную звезду фильма, если она в таком виде совсем не узнаваема? Попробуйте-ка, не приглядываясь, опознать в этом человеке с перекошенным лицом Майкла Фассбендера.

Это последний на сегодня полнометражный фильм режиссёра/сценариста Нила Маршалла, ранее знакомого мне лишь по добротному, но малоизвестному постапокалиптическому боевику "Судный день" (2008). Также Маршалл - второй по счету из трёх кинотворцев, которые в 2000-х впечатлились легендой о сгинувшем бесследно, Девятом Испанском легионе; первым ее экранизатором, напомню, был Даг Лефлер со своим "Последним легионом" (2006), а третьим - Кевин МакДональд и его "Орёл Девятого легиона", (2010).
Чем вариация это легенды в исполнении Маршалла отличается от других? По большому счёту - ничем. У него Девятый легион также попал в засаду косматых британских аборигенов и был поголовно вырезан. Разве что историю на фоне этого разгрома Нил рассказывает другую, вот и всё. Ну и ещё отдает предпочтение не драме и приключенческой романтике, а чистокровному боевику. Такому, что изобилует кроваво-натуралистичными подробностями в лучших современных экшен-традициях.

Согласно боевым традициям пиктов, прежде чем замочить врага, его надо сначала хорошенько замочить.
Согласно боевым традициям пиктов, прежде чем замочить врага, его надо сначала хорошенько замочить.

Главного героя этой истории, центуриона Квинтуса Диаса (Майкл Фассбендер) везунчиком уж точно не назовешь. Ну или, опять-таки, с какой стороны на это посмотреть. Крепость-форпост, которой он командовал, пала во время ночной атаки пиктов, а Диас оказался единственным выжившим, которого те взяли в плен. Правда, лишь затем чтобы издеваться над ним до потери пульса, так что ничего хорошего эта отсрочка от смерти ему не сулила. Тем не менее однажды Квинтус всё-таки задал драпака, причем в самом удачном из всех направлений. В тот момент, когда погоня его уже настигла, ему на выручку внезапно пришли соотечественники. Они же - бойцы того самого Девятого легиона, отправленного на север Британии, дабы покарать задолбавших Рим пиктов и их короля Горлакона.
Однако легко было такое приказать, да вот нелегко сделать. Прикомандированная начальством к легионерам, немая следопытка из местных (Ольга Куриленко) продинамила римлян, заманив их в ловушку. И не успел ещё Квинтус обвыкнуть в новых доспехах, как приютившее его войско тоже было разнесено в пух и прах, а сам он... всё верно - опять чудом уцелел (вот же скользкий читер и любимчик сценариста!). Разве что теперь не в одиночку, а с несколькими соратниками, над которыми он, как самый старший из них по званию, тут же взял командование.

Батальненько.  Ну а где "не дожали" с исторической аутентичностью, там замазали  огрехи серым и грязным светофильтром. Что ж, для скромного бюджета - самое оно.
Батальненько. Ну а где "не дожали" с исторической аутентичностью, там замазали огрехи серым и грязным светофильтром. Что ж, для скромного бюджета - самое оно.

И куда перво-наперво направилась эта жалкая кучка выживших? Обратно на юг? Как бы не так. Хотя половина из них была не против туда смыться, да только Квинтус и парочка таких же, как он, честных ветеранов решили найти и спасти рядового Райана... пардон - генерала Тита Флавия Вирила (Доминик Уэст), своего командующего, которого пикты схватили живьем и куда-то увезли. Решили - и пошли огребать на свои древнеримские задницы одно приключение за другим...
Короче говоря, из такой вот беготни, пряток, убийств и побоищ весь фильм и состоит. Никакой политики, никакой эпичности, никаких помпезных декораций и гигантских массовок. Всё скромненько и на фоне природы, поскольку денег у Маршалла хватило лишь на оружие, амуницию, одежду да постройку маленькой деревянной крепости для начальной и финальной битв.
К "картинке" и к боевой хореографии "Центуриона" претензий нет, а вот сценарная логика временами хромает. Перебив туеву хучу римлян, пикты бросают их валяться на поле боя, не подбирая ни оружие, ни доспехи (для аборигенов - тонны дефицитного металла), ни прочие трофеи. Но ещё больший идиотизм демонстрируют выжившие солдаты. Направляясь в долгое странствие по враждебным землям, они не набивают вещмешки провизией, найти которую на месте разгрома легиона было явно несложно. Нет, по какой-то странной логике они уходят в бега совсем без жратвы. Почему? Ну, видимо, затем чтобы их злоключения выглядели гораздо более драматично. А то какие же это будут тяготы и невзгоды, если вместо грибов, корешков, мха и иной подножной дряни беглецы станут жевать хлеб-сыр-мясо и лосниться мордами от сытости?

Несмотря на то, что герой Фассбендера, в общем-то, крутой малый, он не видит ничего зазорного в том, чтобы иногда посверкать пятками вместо того, чтобы ввязываться в откровенно неравный бой.
Несмотря на то, что герой Фассбендера, в общем-то, крутой малый, он не видит ничего зазорного в том, чтобы иногда посверкать пятками вместо того, чтобы ввязываться в откровенно неравный бой.

***

В общем, добротный жесткач про драки на мечах и копьях в 117 году нашей эры, снятый на фоне нордических красот Шотландии. Само собой, ни на какую историческую достоверность "Центурион" не претендует, так как являет собой обычную попсу без замахов на Оскары и прочие авторитетные награды. Да и замах на финансовую прибыль у Маршалла тоже в итоге не получился. Несмотря на батальную зрелищность и образцовый драйв, кино отчего-то не нашло своего зрителя и едва-едва отбило в прокате половину 12 млн. $ бюджета. Что есть весьма обидно и горько, ведь по качеству оно ничем не уступает вышедшему годом позже, первому "Железному рыцарю", даром что на тот было потрачено в два раза больше денег и в нём присутствовала более интересная и понятная зрителю, эпоха Средневековья.

Первобытные зло и ярость - эмоции, которые Ольга Куриленко, увы, совершенно не умеет отыгрывать. Поэтому даже в кровопролитной драке она выглядит, будто обиженная школьница. Да и дерется столь же скованно и неуклюже.
Первобытные зло и ярость - эмоции, которые Ольга Куриленко, увы, совершенно не умеет отыгрывать. Поэтому даже в кровопролитной драке она выглядит, будто обиженная школьница. Да и дерется столь же скованно и неуклюже.