Гала-концерт победителей оперного конкурса, приуроченного к юбилею Московской консерватории, выявил незаурядный потенциал старомодного жанра и очевидный интерес к нему молодых композиторов.
Вечер открыла опера Алексея Чернакова «Вещий сон». Она написана на исторический сюжет, который рассказывает историю жизни и любви Маргариты Тучковой и героя Отечественной войны 1812 года Александра Тучкова, погибшего при сражении на Бородинском поле. Узнав о смерти супруга, Маргарита осталась жить на месте его гибели, помогала бедным, а позже приняла постриг и стала игуменьей Марией основанного ею Спасо-Бородинского монастыря. Опера Чернакова — это емкий калейдоскоп картин из жизни главных героев, от знакомства до гибели Александра. Музыка богата широкими проникновенными мелодиями и мощным симфонизмом в лучших классических традициях, она подкупает естественностью и искренней эмоциональностью.
Во втором отделении слушателям представили фрагменты трех других сочинений-победителей. Среди них «Легенда о Данко», которую композитор Иван Гостев писал к 150-летию Максима Горького. Чтобы музыкально представить историю любви и самопожертвования, либреттист Артем Каверин ввел в сюжет новый персонаж — Возлюбленную, партию которой достойно исполнила сопрано Александра Сенникова. Главным героем стал еще один геликоновец, баритон Константин Бржинский, чьи голос и артистизм как нельзя лучше подходят для этой роли. Необычно решен финал оперы. Вместо возможного прощального дуэта Данко и Возлюбленной, который первым приходит на ум, Гостев написал сильный оркестровый эпизод, который оставляет мощное трагическое послевкусие.
Завершился вечер рок-оперой Артема Пыся «В присутствии любви и смерти», где парадоксальным образом смешались академизм, джаз, попса в духе российской эстрады середины нулевых и индийская традиционная музыка. При отсутствии у публики вербального описания происходящего на сцене и должной дикции у солистов очень сложно проследить нарратив сочинения. Видеоарт только усиливает музыкальное смятение. Бесконечные клубы то белого, то черного дыма на экране во время звучания песни а-ля Дима Билан после эмоционального, если не сказать истерического, дуэта на немецком языке буквально блокируют сознание. Что хотел сказать и показать автор, однозначно не угадаешь. Для этого требуется послушать произведение еще, возможно, и не единожды.
Гала-концерт оставил двоякое впечатление. С одной стороны, мы видим богатую музыкальную палитру, интерес молодых композиторов к оперному жанру и попытки его развивать и трансформировать, а с другой — недостаточное внимание публики, меломанов к этому на самом деле незаурядному событию. И самое главное: как говорил Петр Ильич Чайковский, опера, не поставленная на сцене (имеется в виду полноценная театральная постановка, а не концертное исполнение), не имеет смысла. Хорошо, что Московская консерватория дала молодым шанс, но новые опусы властно требуют театральных подмостков и убедительной режиссуры. Остается надеяться, что отечественный оперный театр проявит интерес к небесталанным новинкам.
8 июня 2018 г., "Культура"