Анализируя опыт поколений, авторы приходят к неожиданному выводу, что история нашей страны — это история борьбы русского народа с насильственно насаждаемым алкоголизмом.
Строго говоря, на Руси пили всегда, пили помногу и с удовольствием. Хорошая выпивка, как и хорошая еда, в нашем народе никогда не считались особым пороком. Напротив, в наших традициях, нанимая работника, усадить его прежде за стол и посмотреть, как он ест и пьет, если мало, то и батрак из него никудышный.
А в праздники, после трудового сезона, да натанцевавшись — грех не выпить чарочку. Однако традиционно пили на Руси напитки слабоалкогольные. Наливки, бражки, медовухи, крепостью до 5—7 градусов, — от всего этого можно было разве что развеселиться, но не потерять разум и достоинство.
Именно тогда в нашу страну впервые потоком хлынули крепленые вина. В нашем древнем сельском хозяйстве виноделие не являлось самостоятельной отраслью, как. скажем, хлебопашество или скотоводство, Наливок и медовух каждый хозяин гнал для себя и соседей столько, сколько мог выпить за год, а на следующий год все повторялось. Целенаправленно алкоголь в больших масштабах стал на Руги завозиться и продаваться только после принятия христианства, когда западные купцы хлынули в нашу страну, не опасаясь язычества. Употребляли заморские вина, а потом и продавали и, следовательно, насаждали их простому народу высшие слои населения, богатые чиновники, бояре и помещики.
Пили ли наши крестьяне мальвазию или рейнский рислинг? Сомневаемся. Тогда, как и сейчас, соотношение паршивого импортного товара к хорошему составляло десять к одному. Тонкие вина всегда стоили дорого. Очевидно, что приветливые генуэзцы и жеманные французы везли сюда бочки
со своей бормотухой и выгодно ее сбывали, поскольку пьянствовать стало модно, да и вообще это стало показателем зажиточности, поскольку вина и на царских пирах подавались.
Вот что пишет о старорусском застолье историк А.Нечволодов. «Напитки во время стола подавались простые питья, различные квасы, кислые шти, брусничная вода, малиновый морс и разные другие из ягод: пьяное же питье было: брага, пиво, особенно мартовское, ячневое, овсяное, ржаное, и мед всевозможных приготовлений. Из иностранных вин более других употреблялись: романея, ренское, Канарское, мушкатель, алкант (аликанте), мармазея (мальвазия), кинаре (канарское) и церковное. Вино пилось из кубков и братин, иногда в круговую
Государево горючее винцо было различной крепости — простое, двойное, тройное и различного же приготовлений — коричное, гвоздичное, кардамоновое и других наименований*
Не прошло и века, как алкоголизм среди высших слоев русского общества стал развиваться с угрожающей силой. Вскоре стало очевидно, что приучить людей к пьянству — гораздо проще, чем их от этого отучить. Церковники первыми опомнились от эйфории. Уже в XI веке Феодосий Печерский обрушился на пьянство Он сравнивал пьяного с юродивым, от действий коего страдаю! все вокруг. Однако, говорил он, «бесноватый страдает поневоле и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и предан на вечную муку».
В «Поучении» Владимира Мономаха сыну, относящемся к 1096 году, как и в печально известном
«Домострое» содержатся предупреждения о злоупотреблении пьянством. Есть и у Силььостра в «Наказании от отца к сыну» трепетные строки: «Господи ради отверзни от себя пьянство. Ибо недуги и все зло рождается от него».
Между тем, уже в конце XIV века генуэзцы познакомили наш народ с водкой, которая на столетия стала бичом всего нашего народа Очевидно, что сделали они это с разрешения властей предержащих, заплатили исправно пошлину, так сказать, растаможили товар, ну и сверху кому надо приплатили Думали ли дьячки в приказах, получавшие на лапу кошели с серебрениками, что этим самым принесут горе и страдания в семьи миллионов своих соотечественников?
Однако еще в XIV веке наш народ сам регулировал потребление алкоголя. Продажа вин и водок в каждой крестьянской общине находилась в ведении так называемой «вольной корчмы». Заведение это функционировало посезонно: осенью, после окончания сельскохозяйственных работ, и зимой. Корчмарь избирался всей общиной прилюдно, на строго определенный срок, причем избирали из числа самых уважаемых и домовитых крестьян. Община тщательно следила и за качеством продаваемых в корчме напитков, отбирались не очень крепкие, хорошо очищенные. В те далекие годы деревенская корчма была чем-то вроде мужского клуба, куда не допускались женщины и подростки, где слыть горьким пьяницей было просто зазорно, а сам корчмарь зорко следил за тем, чтобы застольная беседа не превратилась в мордобой.
Власти быстро сообразили, что больной алкоголизмом человек все на свете отдаст за чарочку и ничтоже сумняшеся объявили изготовление и продажу алкоголя исключительной прерогативой государства
«Не мало внимания обращали эти иноземцы на необычайное для них в Московском государстве запрещение простолюдинам употреблять крепкие напитки с целью уничтожения пьянства; это было установлено также покойным отцом Василия — Иоанном Третьим и строго поддерживалось его преемником. При этом Великий князь Василий, — рассказывает один иностранец, — выстроил для своих телохранителей за рекой новый город Наливайки, название коего происходит от русского слова «наливай», потому что им одним дозволено пить мед и пиво, когда хотят; поэтому они и удалены за реку, чтобы не заражать других своим примером».
Настоящее спаивание народа началось на Руси к концу XVI века. Вернувшись после победоносного похода на Казань, Иван Грозный решил поправить финансовые бреши в своем бюджете за счет простого народа. Единым указом он запретил торговлю водкой в Москве и повелел поставить на Балчуге (на топи) питейный дом, названный по-татарски кабаком. Этот первый русский кабак стал местом увеселений государя и очень полюбился опричникам. Очевидно, что простым москвичам пришлось покупать водку из-под прилавка. Видимо, тогда царь обнаружил, что выручка от одного лишь московского кабака значительно превышает взятые в войне трофеи. Из Москвы воеводам тут же пошли указы повсюду прекращать торговлю вином и ставить «царевы кабаки», которые стали практически официальными учреждениями казенной или же откупной продажи крепких спиртных напитков.
В московских царевых кабаках позволялось пить только крестьянам и посадским, люди других, более высоких сословий обязаны были пить нс на виду у народа, а у себя дома. Интересная деталь, еще в 1551 году Стоглавый собор, где собрались представители высшей церковной иерархии в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы (решения этого Собора составили аж 100 глав), постановил: запретить употребление алкоголя людям, занимающимся творческим трудом. Очевидно, уже тогда художники и писатели были особенно падки на спиртное.
Наконец, в 1555 году князьям и боярам было дано право открывать частные кабаки, что те восприняли, как желанную весть. Повсюду стали открываться питейные заведения, водка подешевела, народ стал напиваться беспробудно. Полувека хватило на то, чтобы народ пропил все на свете, в том числе и Россию.
В 1598 году Борис Годунов снова категорически запретил частную продажу алкоголя. Но было поздно. Польскую интервенцию и нашествие лже-царей народ воспринял индифферентно, «безмолвствуя».
При этом с гонг учесть, что на протяжении последней полутысячи лет российской государственности самодержавные правители насаждали в стране именно водку Народное винокурение же всегда находилось под пристальным и подозрительным взором властей предержащих. Стремление нажиться на чисто национальной слабости русского человека к алкоголю — всегда было самой отталкивающей особенностью русского царизма. Рассуждая логически, только повальное пьянство могло отвлечь русский народ от тяжких мыслей о лучшей доле. Именно поэтому цари открывали «государевы кабаки» на месте деревенских шинков, потому и в ежедневный рацион нижних чинов русской армии и флота непременно входила чарка водки.
Это прекрасно понимали и пришедшие на смену царизму коммунисты. Сосредоточенная в руках государства торговля алкоголем позволяла стране хоть как-то сводить концы с концами. При этом жесточайшим образом преследовалось домашнее виноделие. Апофеозом государственной дикости стало разорение виноградников и отечественной винодельческой промышленности в период горбачевско-лигачевских реформ конца 80-х годов. Народ ответил на это повальным стихийным распространением наркомании токсикомании, проституции и самогоноварения. Воистину клин клином...
Демократическая власть свою политику оболванивания масс начала с заигрывания, как с регионами, так и с народом. В обоих случаях им предлагалось заглотать любимого продукта как можно больше, сколько влезет. Так и регионам предоставлялись все мыслимые свободы, чуть ли нс до полного отделения, а водка стала стоить едва ли не дешевле буханки хлеба. Страну заполнили моря дешевого германо-американского спирта. Вместо шипучих вин нам стали продавать синтетические спиртосодержащие газировки типа «Спуманте», 50-градусную бормотуху типа водки «Rusoff» и ликеры на основе синтетических эссенций.
Однако с течением времени, набрав силы, государственная власть принялась избавляться от всех видов вольнодумства и пресекать частную торговлю алкоголем. Если раньше, бабульку с бутылкой водки, торговавшую на рынке мог ждать как максимум штраф за спекуляцию, то теперь за нелицензированную торговлю алкоголем могут привлечь как за экономическое преступление и подрыв государственной монополии.
Все это приводит нас к мысли о том, что в наши годы домашнее виноделие становится не только приятным и экономически полезным занятием, но и инстинктивным выражением стихийного протеста масс против антинародной политики псевдодемократического правительства. Примечательно, что все свои самые разнузданные и бесчеловечные атаки на народ правительства России предпринимают с самими благими целями, в частности, «в цепях борьбы с алкоголизмом».
Полагаем, что этой книгой мы тоже внесем свою посильную лепту в дело борьбы с пьянством и алкоголизмом. Пусть эта фраза не вызовет у вас усмешки. Ведь с пьянством можно бороться разными способами. Например, выстроить страну в километровые очереди у винных магазинов, вдесятеро уменьшить продажу спиртных напитков и притом в известное количество раз увеличить потребление всевозможной дряни на душу населения.
Мы же, как ни странно, считаем, что лучше пить, хорошие напитки и столько, сколько хочется, чем плохие и столько, сколько удастся достать. Страны, которые славятся своими винами, где несколько бочек прекрасного муската в крестьянском дворе не большая редкость, умудряются обходиться вовсе без вытрезвителя, этого непременного атрибута наших городов И нигде вы не встретите валяющегося под забором пьяницу, упившегося армянским коньяком, французским шампанским или рязанской наливкой.
Неправы те, которые считают, что человек, изготовляющий на даче собственную спиртную продукцию, — проповедник алкоголизма. Действительно, виноделие и употребление спиртного — понятия неразделимые. Но если алкоголик жаждет всю алкаемую им жидкость влить в себя, то винодел стремится донести ее до окружающих, дать людям попробовать частицу своего труда и порадоваться вместе с ними его результатам.
Если алкоголизм — болезнь, то виноделие — точная наука с элементами творчества Да и как без него? Ведь плоды и Я1 оды из года в год имеют собственный вкус, характер, особенности условий роста. Погода может быть и солнечной, и пасмурной, и от этого зависит количество добавляемых в вино ингредиентов.
В нашей книге мы постарались собрать возможно большее количество рецептов и наставлений по домашнему винокурению Мы в этой книге предлагаем не только самостоятельно изготовлять спиртные крепленые напитки, но и приготовлять из них коктейли, соки, домашнее пиво и лимонады.
Этой книгой мы пытаемся доказать, что любому по силам изготовлять собственное шампанское и крепкие напитки, которые не уступят заморским арманьякам ни в чем, кроме разве что оформления бутылей, да и это депо наживное.
Если у вас есть немного свободного времени, чуть-чуть желания, минимум способностей, то.
внимательно прочтя эту книгу, вы сможете практически при помощи простейших подручных средств изготовить любые спиртные напитки по своему вкусу. Причем напитки эти будут поистине «фирменными», неповторимыми по вкусу и аромату, в буквальном смысле этого слова «раритетами».
Возрождение отечественного, домашнего, крестьянского винокурения может принести не только ощутимую экономию денег в семье, но и самым серьезным образом повлиять на оздоровление сельского хозяйства в нашей стране. Огромное количество фруктов по осени просто сгнивает, не успев дойти до потребителя. А ведь виноделие — не только один из способов консервации соков, но и доходнейшее ремесло.
И еще одно замечание по поводу пользования книгой. Не надо рассматривать се просто как сборник рецептов. Если, предположим, вы решили приготовить яичный ликер, то нс ищите его в содержании, а внимательно прочтите всю главу, посвященную тикерам. Это займет совсем немного времени, но вы усвоите основные технологические принципы приготовления интересующего вас вида напитков и значительно облегчите себе процесс приготовления конкретного ликера.
А еще лучше, спокойно прочтите всю книгу целиком и потом с полным знанием дела выбирайте, что вам более всего хотелось бы иметь в своем домашнем погребе или Саре
Желаем вам успехов в работе и радости в пользовании ее плодами.
История домашнего виноделия на Руси имеет давние корни и прочные традиции. Сбитни, квасы, меды, наливки и медовухи — все эти слабоалкогольные напитки занимали прочное место в русском застолье задолго до появления заморских вин и водок. Но и появление этих напитков русский народ воспринял творчески. Плодово-ягодные вина пользовались в нашей стране едва ли не большим успехом, чем чисто-виноградные, а любители бутылки любым сортам водки и до сих пор предпочитают родной «портвешок».
В доме всегда следует иметь запасы разных водок, коньяков, столовых вин, наливок, а также настоек лекарственных трав и соков.
В наше непростое «рыночное» время, при не больших реальных доходах семьи, не стоит особенно полагаться на прилавки магазина. Там, как правило, нет высококачественных вин и наливок, а если есть, то по астрономическим ценам.
Люди, имеющие личные приусадебные и дачные участки, могут сделать солидные запасы целебных напитков на зиму и целый год.
Многие ягоды, коренья, травы можно собрать в степи, на лугах, в лесной кладовой, на берегах рек и водоёмов.
Особое внимание виноделы-любители должны обратить на заготовку лекарственных трав — так называемых радиопротекторов (папоротника, дурнышника, каштана конского и других), выделку из них ценных ароматов
, Ароматические добавки этих растений в красные виноградные и плодово-ягодные вина позволяют существенно обогатить виноматериал. обеспечить профилактику болезней, вызванных радионуклеидами.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, чтобы мы видели, какие рецепты вам нравятся и ориентировались на Ваши предпочтения.