Удалось мне недавно наблюдать картину охоты кошки на мышку. Как все-таки преображает инстинкт обычную домашнюю кису и других животных. Дикая природа для нас в черте города недоступна, сомнительно заменима передачами на телевизионных каналах о представителях фауны, походами в зоопарк, дельфинарий, выставку рыбок. Но это все лишь внешне напоминает первозданную оболочку живущих на воле зверей, подводных обитателей, внутренняя же суть у них другая.
Они приучены к человеку, они не выживут, если их выпустить, в среде агрессивного дикого мира со своими рожденными на свободе сородичами. Еду они привыкли не добывать, а ковылять за ней до кормушки, не бегать со скоростью света, тренируя инстинкт самосохранения, а мирно, со скукой, неторопливо прогуливаться по периметру ограды. Павлины “за решеткой” часто облазят, жирафы редко рожают, мишки и львы болеют.
Но что поделаешь — людям нужны зрелища, поэтому звери в зоопарке с тем, что они участники шоу “за стеклом”, пожалуй, уже давно смирились. А откуда мы знаем, что бы их ждало в условиях без оков на их родине? В общем, охотничий инстинкт у них ослаблен, перед каждым зрителем-клоуном они его проявлять не собираются, потому или вальяжно возлежат на будках, или прохаживаются, лазают по деревьям в дальнем от людских глаз углу павильона, клетки, загона. Но не атрофирован, правды ради стоит заметить, лютые хищники всегда хищники.
Грациозно выгибающихся пантер, гепардов с едва заметными движениями и самым быстрым бегом на свете, сужающих глаза, щурящих взгляд при приближении добычи охотников мы можем увидеть лишь по ТВ, роликам в записи.
На днях при мне кошка поймала мышку. Перед этим она, видимо учуяв запах жертвы, преобразилась: из милой, миниатюрной, ласковой кисы превратилась в жесткого, осторожного, беспощадного бойца. Она была неузнаваема: уши стали остры как лезвия, осанка строга, линия спины несгибаема, движения быстры и гибки, глаза загорелись злостью и огнем. Но, главное, что почувствовала я, находясь рядом с ней. До того, как она пришла ко мне гостить и поймать незаконно проникшую в дом мышку, я потеряла покой и не могла найти точку опоры, уверенности.
Вроде мелочь — маленькая мышка в доме, возможно, две. Но страх, что эта гадость попадется мне под ноги невзначай, как это и произошло в первую встречу, не мешал нормально жить. Предчувствие паники при малейших шорохах из угла и моей по сути беспомощности перед мелкими неприятностями — также. Как я справлялась с проблемой мышей — тема отдельная, здесь мы разбираем животные инстинкты.
Когда мурлыкающая “защитница” очага начала охоту, буквально сразу заметив источник моих смятений, я поняла, что все под контролем. Что все кончено с этой мышью, что киса сейчас ее поймает и других вариантов даже быть не может. Я перестала боятся, я вообще забила на все и села смотреть фильм. А кошка шуршала, возилась, целилась, прыгала на кого-то, через полчаса поймала мышонка, задушила.
В жизни же нашей, людской, тоже много хищников и жертв, кошек и мышек, лидеров и аутсайдеров, ведущих и ведомых, сильных и слабых, подчиняющихся и подчиняющих, манипуляторов и марионеток. На уровне животного инстинкта ощущать свое превосходство. И действовать согласно внутреннему мировосприятию, психологическим установкам. По уровню тестостерона в крови, животные считывают без данных лабораторий кто есть кто. У людей же иерархия примерно та же: лидером всегда становится тот, кто способен им быть.
Как заявляет некоторая часть американских психологов, начав путь совершенствования с “казаться” вполне успешно можно придти к “быть”. Если человек попробует просто жить по задуманному сценарию, вести и исповедовать себя как сильный, дышать воздухом лидерства, программировать себя на успех — шансы даже у людей не склонных к активности, возрастают в разы.
Я вот не хотела бы писать какой-нибудь текст, чтобы он ставил человека в непримиримую, жестокую позицию суда, прибивал к стенке без шансов на жизнь и исправление. Не потому, что я такая добренькая, снисходительная, гуманная. А потому, что у любого живого в данный момент человека, пусть даже преступника, должна оставаться альтернатива спасения. Иначе обвинения, осуждения, крики — в лучшем случае выстрелы пустыми патронами, в худшем охота на себя же. Как бы точнее сказать. Все мы грешники короче.
Не значит, что я не могу кого-то на место поставить или обронить жесткие слова. Потому я за авторство статей. Не в одной, так в другой статье должен быть если не выход, то посыл к верному направлению. Облив всех грязью из ушата, чище их не сделать. Но и переоценивать собственные усилия тоже не стоит: Вы все взрослые люди. Считаю, что очищает, исправляет, спасает Бог, хоть я и не священник. Я же могу лишь как-то направить, если чувствую или знаю нужный ход, открыть что-то новое, разнообразить ветку психологических тем сайта, не написав чуши.