Найти тему
Читающий котофей

На этой повести я вырос. "Витя Малеев в школе и дома": намеки на советскую реальность и причины популярности

Оглавление

23 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения Николая Носова. На произведениях детского писателя выросло не одно поколение. Самым популярным придуманным персонажем до сих пор остается Незнайка. Однако я о приключениях Незнайки не читал - только смотрел мультфильм. Зато читал повесть о Вите Малееве. И даже перечитывал.

И хотя сейчас я слабо помню ее сюжет, но я прекрасно помню эмоции, с которыми я эту книгу открывал. Мне было примерно столько же лет, сколько главному герою повести. Я помню, скорость чтения у меня была одна из самых высоких в классе, но эту книгу Носова я читал очень медленно. То ли я старался впитать каждое слово, то ли мне не хотелось, чтобы книга быстро заканчивалась.

Детская энциклопедия

Сейчас, перечитав несколько глав, я с удивлением обнаружил, насколько мастерски написана повесть. Я имею в виду, как ювелирно практические знания из самых разных сфер жизни просто и понятно, на детском языке переданы в книге. В детстве мне казалось, что писать для маленьких очень просто - чего там, они же еще совсем ничего не понимают! Достаточно прочитать несколько страниц, написанных Носовым, чтобы увидеть, как сложно писать это самое "простое".

Вот вам наглядный пример. За 30 страниц автор умудряется рассказать своему юному читателю:

  • о шарообразности Земли;
  • о том, что такое деталь и даже (!) как и из чего ее изготавливают на сталелитейном заводе (привет, производственный роман);
  • о белых мышах и о том, как о них нужно заботиться;
  • о том, почему уроки нельзя откладывать на потом;
  • о баскетболе и чем он отличается от футбола;
  • о том, что приставка бывает не в каждом слове, а корень может быть в начале;
  • наконец, о том, на какие средства содержится школа (средства народа!).

и так далее. В таком виде это напоминает некую детскую энциклопедию, не правда ли?

Иллюстрация к повести Виктора Чижикова.
Иллюстрация к повести Виктора Чижикова.

Проблемы книги, о которых я не догадывался

В детстве я был отличником, мне нравилось учиться, и в школе никогда не возникало проблем с усвоением знаний. Совершенно другая ситуация была, когда Носов эту повесть писал.

В 1940-1950-х годах у советских школьников была катастрофическая неуспеваемость в школах. В результате, Министерство просвещения РСФСР и Отдел школ ВКП(б) сформулировали заказ на изображение в детской литературе способов преодоления неуспеваемости. По мнению историка культуры Марии Майофис, Носов с этим заказом успешно справился.

Иллюстрация к повести Виктора Чижикова.
Иллюстрация к повести Виктора Чижикова.

Между тем, в книге можно увидеть много недосказанностей:

  • один из героев, Костя Шишкин, рос без отца, к тому же, он жалуется на одиночество - у него нет братьев и сестер; Мария Майофис считает это намеком на демографические проблемы после войны, в том числе, проблему безотцовщины;
  • единственный способ повысить успеваемость - помочь себе самому: почитать учебники за прошлые классы, приоритетом поставить самый сложный предмет; однако нет решения для детей, систематически неуспевающих по нескольким предметам;
  • в повести от детей требуются только хорошие оценки в школе; Носов ни слова не говорит о серьезных домашних обязанностях, лежавших в те годы на детях, когда родители посвящали себя работе вне дома;
  • практически никакого намека на недавнюю войну; единственное упоминание - семья Кости Шишкина приехала из Нальчика, то есть с оккупированной во время войны территории, что означало для них затруднения при устройстве на работу.

Писатель выполнял заказ, он не мог включить хоть что-то из списка выше в повесть, это же соцреализм.

Иллюстрация к повести Виктора Чижикова.
Иллюстрация к повести Виктора Чижикова.

Но почему тогда эту книгу переиздают до сих пор?

Ответ в стиле написания повести. Носов включает в свое произведение иронию, психологизм и даже христианский подтекст - притчу о кающемся грешнике. Мария Майофис сравнивает монолог Кости Шишкина о его мучениях от того, что он не ходил в школу, с новозаветными строками:

"Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7:19–20)

Именно такое уникальное сочетание в соцреалистическом произведении сделало его более привлекательным по сравнению с аналогичными.

Источники

Как читать "Витю Малеева в школе и дома" / Arzamas

-5