Объявления об аренде страсбургских квартир иногда содержат приписку «рядом трамвайная остановка» или «3 минуты до трамвая», или «трамвай прямо под окнами». Такие квартиры стоят дороже, чем те, от которых до трамвая нужно долго идти. В России все наоборот. Трамвай рядом с домом – шум и вибрация, а значит жить там хуже.
Страсбургский трамвай заменил жителям города и метро, и отчасти автобус, хотя автобусы в городе, конечно, есть. Использование трамваев в Страсбурге могло бы стать примером для многих российских городов с небольшим населением. В Страсбурге живет около 300 тысяч человек.
История здешнего трамвая такова. В 19-м веке построили, после Второй мировой войны не нашли денег на возрождение и разобрали. В 1994 году взялись за голову и построили трамвайную сеть заново.
В Страсбурге шесть трамвайных маршрутов – A, B, C, D, E и F. Трамваи ходят по выделенной полосе, все маршруты пересекаются друг с другом в центре, что дает возможность легко сделать пересадку. На трамвае здесь можно поехать в основные городские места – в центр, на авто- и ж/д вокзалы, в университет, в населенные окраины, в район, где расположен Европарламент и ЕСПЧ и даже в соседнюю Германию – один из маршрутов перевозит через границу.
В час-пик трамваи ходят просто часто. На остановках есть табло, которое указывает время до прибытия трамвая. Утром и вечером – по расписанию, но все равно не редко. Где-то раз в 15-20 минут.
Отдельно стоит сказать про сами трамваи. Это не наши, российские, убитые тихоходные трамваи. Это вместительные сочлененные вагоны. В каждом трамвае до семи вагонов со сквозными проходами. Все трамваи низкопольные, тихие и быстрые. Ходят по выделенной полосе и практически не пересекаются с автомобилями.
Чтобы оплатить проезд в Страсбургском трамвае, необходимо купить на остановке билет. На остановках стоят специальные автоматы по их продаже. Оплатить можно как наличными деньгами, так и банковской картой.
Всякий раз, когда я вижу городской трамвай в Твери или в Коломне, мне становится грустно.