Найти тему
Катерина Пискунова и стая

Будни каюра. Авария на снежной трассе.

Оглавление

В моей жизни было много профессий: от преподавателя в детском доме, до ведущей новостей. Но эта работа - стала, пожалуй, самой интересной. Каюром быть нигде не учат, все на своем опыте и большом желании. Зато - это та жизнь, то дело, в котором чувствуешь себя свободным, живым. Помимо этой работы, я издаю детские книжки, а муж - работает еще и программистом, развиваемся, так сказать, в разных направлениях.

Гарри и я
Гарри и я

Когда мы катаем людей на собачьей упряжке, мы рассказываем о наших собаках, о месте которое мы сейчас проезжаем, иногда шутим, вообщем - ведем активный диалог. Ехать и 10 мин в полной тишине скучно, да и собаки слышат нас, постоянно начеку и не отвлекаются от работы.

Из этого складывается ощущение, что собаками может управлять каждый. Собаки маршрут знают, поэтому команды вправо, влево, не нужны, и точно понятно, что собаки сами в состоянии проехать круг и вновь вернуться на базу.

Красавец Шаман
Красавец Шаман

Многие, исходя из этих соображений, просят нас самостоятельно прокатиться в нашем сопровождении и самим почувствовать какого это? - управлять собачьей упряжкой. Но мы вынужденны отказывать людям и вот почему:

На собачьей упряжке нет педали газа, переключение передач тоже отсутствует, поэтому собаки при отсутствие команд от нас, не соблюдают скоростной режим, могут разогнаться, бежать медленно, или вообще организовать зеленую стоянку.
поехали!
поехали!

Что в этом плохого?

Когда собаки бегут их больше ничего не интересует, ни жужжащий рядом снегоход, ни белка, которая богата ценным мехом и очень питательна. Но только стоит остановиться не по команде - жди беды.

Могут начаться разборки с теми, кто не работает (по их мнению) в упряжке, и вспоминаться старые обиды, например: вот этот "Рыжий" вчера доел мою порцию еды... И понеслась. А ведь они все связаны постромками - могут пострадать даже те, кто не участвует в потасовке.

пит-стоп на "поесть снега"
пит-стоп на "поесть снега"

Но самое страшное даже не в этом, до этого просто не дойдет. Потому, что не опытный человек не успеет среагировать, собаки останавливаются очень быстро и всегда неожиданно, и нарта, суммарным весом под 200 кг просто переедет всех собак. Когда мы ведем упряжку, мы по ушам и хвостам знаем кто, чего замышляет и примерно когда этого стоит ожидать. Со стороны это не заметишь, только стоя сзади, и надо следить чтобы уши и хвосты были по ветру.

да, у меня сотни фото собак именно с этой стороны.
да, у меня сотни фото собак именно с этой стороны.
Иногда мы просто останавливаем упряжку, ставим нарту на ручник и идем к собакам, чтобы расправить запутавшиеся постромки, потому что видим, что кому-то, бежать неудобно. Сторонний человек вряд-ли это заметит, а отбить желание собаке бежать, можно очень быстро и очень на долго.

Но самое опасное не остановка, остановку можно ожидать даже находясь рядом на снегоходе, а вот рассчитать скорость, с которой упряжка будет заходить в поворот - не возможно.

Красавцы Весь и Гарри
Красавцы Весь и Гарри

Знаете что самое страшное для каюра

(это тот кто управляет собаками)? - Самое страшное это потерять упряжку, упустить ее.

Скорость галопа 35 - 45 км в час, при падении вы уже не сможете докричаться до собак, даже если у вас хорошие лидеры и они могут остановить всех, они могут просто вас не услышать.

Так произошло и у нас!

Вот видео с заезда в котором все прошло хорошо. Мы специально сделали его, короче и замедлили момент, о котором я хочу рассказать подробнее.

Спойлер: на следующем кругу я и пассажир, сидящий в нарте, улетели на этом повороте и воткнулись морковками в сугроб, а упряжка с опрокинутой нартой отправилась дальше по маршруту.

Что происходит дальше: опрокинутая нарта, через 50 метров, снова ударившись о сугроб, встает на полозья. С нее вываливается якорь (это ручной тормоз) и вкапывает нарту в землю. Моментальная остановка нарты на скорости около 40 км в час, приводит к тому, что собаки рвут центральный трос сечением 8мм. нагрузка на разрыв которого, составляет 640 кг. Я не представляю себе как это выдержали собаки, у последней пары все шлейки были разорваны по швам.

вот он, тот самый трос, выдерживающий на разрыв 640кг
вот он, тот самый трос, выдерживающий на разрыв 640кг

Из за разных скоростных характеристик, собаки, связанных в такую цепочку, без груза и человека, могут перепутаться, зацепиться лапами, шеями, а остальные не заметят этого и будут бежать дальше... У нас все обошлось. Спасло то, что до разворота было метров 200, поэтому собаки прошли по кругу и вернулись к месту аварии.

-9

Дальше - танцы с бубном,

как привязать 8 собак обратно к нарте? Как вообще удержать 8 собак, одновременно привязывая их? ... и вообще таких "Как" очень много случается во время поездки, и никогда не знаешь, что будет на этот раз. Хорошо, что запасные постромки и карабин оказались, теперь с собой полный рем.комплект возим.

Наша команда.
Наша команда.

Мы успешно добрались до базы, где собак осмотрели, сменили полный состав, отремонтировали нарту и отправились снова на трассу. Вот такие аварии случаются у нас, это целая наука - управлять упряжкой из 8 собачьих душ, при этом оставаясь целым сам и напарникам своим не навредить.

Впереди - новый ездовой сезон, а это значит - историй и приключений будет еще больше! А пока - давайте знакомиться, вот небольшая подборка статей и фото о нас, о жизни среди животных:
Жизнь в деревне с собаками. За хлебом на упряжке хаски
Первый снег-хасячье счастье
Ледяная прогулка. Наша стая
Необучаемые хаски
История одного похода

Лайк - очень приятный бонус нам и нашим хвостатым работникам!