В моей жизни было много профессий: от преподавателя в детском доме, до ведущей новостей. Но эта работа - стала, пожалуй, самой интересной. Каюром быть нигде не учат, все на своем опыте и большом желании. Зато - это та жизнь, то дело, в котором чувствуешь себя свободным, живым. Помимо этой работы, я издаю детские книжки, а муж - работает еще и программистом, развиваемся, так сказать, в разных направлениях.
Когда мы катаем людей на собачьей упряжке, мы рассказываем о наших собаках, о месте которое мы сейчас проезжаем, иногда шутим, вообщем - ведем активный диалог. Ехать и 10 мин в полной тишине скучно, да и собаки слышат нас, постоянно начеку и не отвлекаются от работы.
Из этого складывается ощущение, что собаками может управлять каждый. Собаки маршрут знают, поэтому команды вправо, влево, не нужны, и точно понятно, что собаки сами в состоянии проехать круг и вновь вернуться на базу.
Многие, исходя из этих соображений, просят нас самостоятельно прокатиться в нашем сопровождении и самим почувствовать какого это? - управлять собачьей упряжкой. Но мы вынужденны отказывать людям и вот почему:
На собачьей упряжке нет педали газа, переключение передач тоже отсутствует, поэтому собаки при отсутствие команд от нас, не соблюдают скоростной режим, могут разогнаться, бежать медленно, или вообще организовать зеленую стоянку.
Что в этом плохого?
Когда собаки бегут их больше ничего не интересует, ни жужжащий рядом снегоход, ни белка, которая богата ценным мехом и очень питательна. Но только стоит остановиться не по команде - жди беды.
Могут начаться разборки с теми, кто не работает (по их мнению) в упряжке, и вспоминаться старые обиды, например: вот этот "Рыжий" вчера доел мою порцию еды... И понеслась. А ведь они все связаны постромками - могут пострадать даже те, кто не участвует в потасовке.
Но самое страшное даже не в этом, до этого просто не дойдет. Потому, что не опытный человек не успеет среагировать, собаки останавливаются очень быстро и всегда неожиданно, и нарта, суммарным весом под 200 кг просто переедет всех собак. Когда мы ведем упряжку, мы по ушам и хвостам знаем кто, чего замышляет и примерно когда этого стоит ожидать. Со стороны это не заметишь, только стоя сзади, и надо следить чтобы уши и хвосты были по ветру.
Иногда мы просто останавливаем упряжку, ставим нарту на ручник и идем к собакам, чтобы расправить запутавшиеся постромки, потому что видим, что кому-то, бежать неудобно. Сторонний человек вряд-ли это заметит, а отбить желание собаке бежать, можно очень быстро и очень на долго.
Но самое опасное не остановка, остановку можно ожидать даже находясь рядом на снегоходе, а вот рассчитать скорость, с которой упряжка будет заходить в поворот - не возможно.
Знаете что самое страшное для каюра
(это тот кто управляет собаками)? - Самое страшное это потерять упряжку, упустить ее.
Скорость галопа 35 - 45 км в час, при падении вы уже не сможете докричаться до собак, даже если у вас хорошие лидеры и они могут остановить всех, они могут просто вас не услышать.
Так произошло и у нас!
Вот видео с заезда в котором все прошло хорошо. Мы специально сделали его, короче и замедлили момент, о котором я хочу рассказать подробнее.
Спойлер: на следующем кругу я и пассажир, сидящий в нарте, улетели на этом повороте и воткнулись морковками в сугроб, а упряжка с опрокинутой нартой отправилась дальше по маршруту.
Что происходит дальше: опрокинутая нарта, через 50 метров, снова ударившись о сугроб, встает на полозья. С нее вываливается якорь (это ручной тормоз) и вкапывает нарту в землю. Моментальная остановка нарты на скорости около 40 км в час, приводит к тому, что собаки рвут центральный трос сечением 8мм. нагрузка на разрыв которого, составляет 640 кг. Я не представляю себе как это выдержали собаки, у последней пары все шлейки были разорваны по швам.
Из за разных скоростных характеристик, собаки, связанных в такую цепочку, без груза и человека, могут перепутаться, зацепиться лапами, шеями, а остальные не заметят этого и будут бежать дальше... У нас все обошлось. Спасло то, что до разворота было метров 200, поэтому собаки прошли по кругу и вернулись к месту аварии.
Дальше - танцы с бубном,
как привязать 8 собак обратно к нарте? Как вообще удержать 8 собак, одновременно привязывая их? ... и вообще таких "Как" очень много случается во время поездки, и никогда не знаешь, что будет на этот раз. Хорошо, что запасные постромки и карабин оказались, теперь с собой полный рем.комплект возим.
Мы успешно добрались до базы, где собак осмотрели, сменили полный состав, отремонтировали нарту и отправились снова на трассу. Вот такие аварии случаются у нас, это целая наука - управлять упряжкой из 8 собачьих душ, при этом оставаясь целым сам и напарникам своим не навредить.
Впереди - новый ездовой сезон, а это значит - историй и приключений будет еще больше! А пока - давайте знакомиться, вот небольшая подборка статей и фото о нас, о жизни среди животных:
Жизнь в деревне с собаками. За хлебом на упряжке хаски
Первый снег-хасячье счастье
Ледяная прогулка. Наша стая
Необучаемые хаски
История одного похода
Лайк - очень приятный бонус нам и нашим хвостатым работникам!