Начало развала Советского Союза и последующие неспокойные 90-е годы для нашего авиастроения выдались тяжёлыми. Конструкторские бюро и, в частности, КБ Мясищева из-за отсутствия военных заказов и недостаточного финансирования вынуждены были заниматься проектированием самолётов несвойственных профилю этой организации.
Правда, надо сказать, что проектом М-101Т начали заниматься ещё в 1989 году и руководил им конструктор Е.С. Чарский, а курировал его генеральный конструктор ЭМЗ Новиков. Создаваемый ими самолёт – это многоцелевая скоростная машина М-101Т «Гжель» отвечала всем современным требованиям того времени. Проект много перерабатывался и лишь в 1995 году самолёт впервые оторвался от бетонной полосы заводского аэродрома.
Машина предназначалась для бизнес-авиации, но нашла применение для патрулирования, был разработан санитарный вариант, пассажирская версия предполагала перевозку семи человек, в грузовом варианте, демонтировав два кресла, можно было перевозить 540 кг. Воздушное судно могло осуществлять геофизические работы и аэрофотосъёмку, а также подходило для первоначального обучения будущих пилотов.
В самолёте использована обычная аэродинамическая схема моноплана с низкорасположенным крылом и традиционным хвостовым оперением. Цельнометаллический планер имел фюзеляж полумонокок с герметическим салоном, обе двери – пилота и грузопассажирская располагались по левому борту. Машина оборудована трёхопорным убирающимся шасси с носовой управляемой стойкой.
Конструкторы предполагали оснастить самолёт первоначально поршневым двигателем, но впоследствии был выбран надёжный и малозатратный в обслуживании турбовинтовой мотор чешского производства Walter 601F мощностью 760 л.с.
Семь пассажиров располагаются в удобных креслах, герметичность пассажирского салона и кабины пилотов, оборудование этих отсеков системой кондиционирования и применение малошумного пятилопастного винта создают комфортные условия для полёта.
М-101Т оборудован пилотажно-навигационной системой, позволяющей выполнять полёты днём и ночью при любой погоде, немаловажное значение имеет способность машины работать с грунтовых необорудованных аэродромов, что особенно ценно для авиакомпаний, выполняющих перелёты по местным воздушным линиям.
При общем взлётном весе три тонны машина могла взять на борт семь пассажиров или 540 кг груза и доставить их с крейсерской скоростью 430 км/час на высоте до 7600 метров на расстояние не менее 1400 км.
На производственных мощностях авиационного завода в Нижнем Новгороде «Сокол» был налажен серийный выпуск самолёта, разработанного КБ им. В.М. Мясищева, но в 2007 году производство этих машин было прекращено из-за малой востребованности и отсутствия достаточного количества заказчиков.
Всего за это время было построено четыре опытные машины и 22 серийных воздушных судна. Так была перевёрнута очередная страница авиастроения самолётов малой авиации.