Я с детства любила читать, особенно книги о школе, учителях и т.д. Видимо, сказывалась моя будущая педагогическая натура. А сейчас я решила примерно прикинуть, какие же книги мне нравятся больше всего. Так что это, скорее, не топ по рейтингу, а просто наиболее любимые и запомнившиеся, то есть номер в списке особого значения не имеет.
1. Но именно с этого автора я начну. Антон Семенович Макаренко. Все его книги, абсолютно все, начиная от великолепной «Педагогической поэмы» и заканчивая лекциями, заметками и набросками. Мне очень близки его педагогические воззрения, мне нравится, как он пишет: язык, образы – в общем, все.
2. Своеобразное продолжение – трилогия Фриды Вигдоровой «Это мой дом». Об ученике Макаренко, Карабанове (который Калабалин).
3. Еще одна трилогия, но это уже о предреволюционных временах – Александра Бруштейн «Дорога уходит в даль».
4. Л.Пантелеев, Г.Белых «Республика ШКИД». Кстати, есть еще продолжение: П.Ольховский и К.Евстафьев «Последняя гимназия». Как бы сказать… Если вы сохранили в душе определенное впечатление о «Республике ШКИД» и не хотите его менять или портить – тогда не читайте. Там все с несколько другой точки зрения. Но лично мне было очень интересно.
5. Полиен Яковлев «Первый ученик». Тоже гимназия, тоже предреволюционное время.
6. Александр Маринов «Детский дом». Документальная автобиографическая повесть, автор сам был беспризорником.
7. Лидия Будогоская. У меня был сборник «Повести», туда входили «Повесть о рыжей девочке», «Повесть о фонаре», «Часовой». Последняя не совсем об учебе, а первые две – о гимназии и о советской школе.
8. Николай Огнев «Дневник Кости Рябцева». Описывается жизнь и учеба школьников после революции. Там язык такой интересный, много реалий, читается очень легко.
9. Лидия Сейфуллина «Правонарушители». Пожалуй, одно из первых произведений, где рассказывается о жизни беспризорников и о том, как с ними пытались работать. И там впервые выводится образ талантливого педагога, хотя некоторые критики считают его спорным.
10. Лариса Миронова «Детский дом» (Записки воспитателя). Это уже о современном детском доме. Буквально в двух словах, с чего начинается: сотрудница НИИ столкнулась на улице с девочками из детдома, заинтересовалась, бросила все и ушла туда воспитателем. И попала в другой мир.
Я не претендую на литературный анализ или полноценный перечень книг на эту тему. Здесь – кратко о том, что нравится именно мне.
А вот конкретно о репетиторах я знаю только одну книгу. Питер Абрахамс «Репетитор». Оооо, но там персонаж клевый. Суперрепетитор, тупенького и ленивого ученичка быстро обучил, стал для него авторитетом, и вообще для всей семьи авторитетом. А потом собачку их убил, тренера убил, состояния лишил, разорил, дом сжег и чуть вообще всех их не убил – благо, младшая сестра лоботряса его раскусила. Вот только собачку жалко. Эх, люблю таких! Вот что значит – достали клиенты, я тоже так хочу! (На всякий случай поясняю – это все ирония и сарказм.)
Так что, друзья, давайте читать книги! Это интересно!
А какие книги о педагогике и особенно о репетиторах читали вы?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!