15-го ноября авиакомпания «СиЛА» (Сибирская Лёгкая авиация) запустила регулярный рейс по маршруту Новосибирск – Каргасок, связав столицу Сибири с крупнейшим райцентром Томской области. Меня пригласили стать одним из первых пассажираов нового авиарейса и добраться до самой северной окраины Томской области – села Новый Васюган по воздуху.
В 1991 году на территории России было 1450 аэропортов малой авиации. По состоянию на 2017 год их осталось всего 228. Картина печальная. Сейчас, благодаря субсидированным рейсам, малая авиация начала возрождаться. Так, субсидируемый рейс Новосибирск – Каргасок с 15-го ноября связывает два региона трижды в неделю – по вторникам и четвергам. Вылет из Новосибирска в 10:00, вылет из Каргаска в 14:40. Цена билета на межрегиональный рейс, субсидированный из средств федерального бюджета, всего 2800 рублей.
В день запуска рейса я совершили четыре авиаперелёта из Новосибирска до севера Томской области и обратно и за световой день, побывав в двух населенных пунктах Томской области, увидел Сибирь из окна иллюминаторов самолётов малой авиации и вернулся с массой впечатлений.
КАК ЭТО БЫЛО
Старт из новосибирского аэропорта Толмачёво. Стандартные для перелёта процедуры – регистраця на рейс, предрейсовый досмотр. Возле стойки регистрации встречаемся с представителем авиакомпании «СиЛА» Михаилом Богдановым, который с гордостью заверяет о причастности к историческому событию: «Впервые в истории из Новосибирска в Каргасок отправится авиарейс. Ещё никогда такого не было» – с гордостью говорит он.
В стерильной зоне ждём объявления о выходе на посадку и слышим историческое объявление по громкой связи: «Пассажиры, вылетающие рейсом №59 Новосибирск – Каргасок, приглашаются на посадку к выходу номер три».
Показываем свои посадочные талоны, садимся в автобус и едем минут 5 по лётному полю к самолёту. На перроне ожидает небольшой турбовинтовой L-410-UVP-E20 2017 года выпуска, на котором и будут выполняться рейсы из Новосибирска в Каргасок.
Снаружи самолёт кажется игрушечным, а внутри напоминает маршрутку. Салон рассчитан на 19 человек. На борту четыре члена экипажа, включая бортинженера, который, по словам М.Богданова, может устранить неполадку даже в полёте.
Экипаж приветствует первых пассажиров, напоминает о правилах полёта, прогревает двигатели, выруливает на взлётно-посадочную полосу и идёт на взлёт.
Самолёт стремительно набирая высоту. На боту становится тепло. За иллюминаторами крыши домов становятся всё мельче, самолёт проходит сквозь облака и салон наполняется ярким солнцем.
Вот мы уже летим на высоте 3300 метров над землёй, преодолевая расстояние со скоростью 360 километров в час.
Через час в иллюминаторы сквозь облака показывается город Колпашево, а еще через полчаса видна замёрзшая Обь и самолёт заходит на посадку в райцентре Каргасок.
Как такового аэропорта здесь нет. Место, куда садятся самолёты, официально называется «посадочная площадка».
Авиасообщение в Каргасок вернулось в 2017 году. Тогда «СиЛА» возобновила регулярные рейсы из Томска до райцентра и обратно. 20 лет аэропорт стоял здесь в запустении. Сейчас на территории есть сборно-разборные павильоны и здание метеоцентра, оставшееся от предыдущего аэропорта. С 15-го Ноября в Каогасок можно добраться и из Новосибирска. В авиакомпании убеждены в том, что рейсы из Новосибирска в Каргасок найдут своего пассажира.
Сейчас жители райцентра могут купить билет на самолет, зарегистрироваться на рейс и дождаться вылета могут в здании автовокзала. Оттуда автобус отвозит пассажиров в аэропорт. Предполётный досмотр проходят в помещении метеоцентра.
Минувшим летом «СиЛА» запустила еще один в самый северный райцентр Томской области – Новый Васюган. В зимний период сообщение из Нового Васюгана с «большой землей» осуществляется по зимнику, в период распутицы и летний период – только авиасообщением.
Следует отметить, что рейс в Новый Васюган не выполнялся 24 года. Сейчас до Нового Васюгана могут добраться как томичи, так и жители Каргаска. Населенные пункты связывает субсидируемый регулярный рейс. Стоимость авиабилета Томск – Каргасок – Новый Васюган в одну сторону составляет 7000 рублей. Ещё в 1994 году в Новом Васюгане совершил посадку технический рейс из Новосибирска. Тогда прилетела солидная делегация, пожали нововасюганцам руки и больше в село не прилетели. За техническим рейсом, к большому сожалению, продолжения не последовало и вот, летом 2018-го авиасообщение с Новым Васюганом возродилось.
До населённого пункта пассажиров доставляет 15-местный турбовинтовой АН-28. Эдакий самолёт-музей с интерьером из Советского Союза. Самолёт, несмотря на свой возраст (1990 года выпуска), развивает скорость порядка 300 километров в час и способен садиться на неподготовленных аэродромах и обладает высокой проходимостью.
Полёт из Каргаска в Новый Васюган проходит на высоте 3,3 тысячи метров и длится 55 минут. Рейс из Томска до Нового Васюгана через Каргасок длится порядка двух часов. На рейсе Каргасок – Новый Васюган свободных мест нет, что говорит о его востребованности.
Заходим на посадку. В иллюминаторы видна тайга и Васюганские болота. Наш АН-28 касается полосы и совершает посадку в Новом Васюгане. Пассажиры рейса покидают самолёт. Воздушное судно тут же дозаправляют и вскоре рейс отправится из Нового Васюгана через Каргасок в аэропорт Томска.
От слова «аэропорт» в Новом Васюгане тоже одно название. Посадочная площадка окружена заснеженной тайгой. Недалеко от взлётной полосы зал ожидания больше напоминающий домик охотника с чучелами животных. Немногочисленные пассажиры ждут приглашения на рейс.
Село Новый Васюган – одно из самых северных и отдаленных от Томска, не все знают, где это и что это… Одни называют его краем Томской области, другие в шутку – ее началом. По зимнику, говорят, можно уехать отсюда можно хоть куда. Село расположено в таёжной заболоченной местности. Недалеко от села вахтовые посёлки. Здесь добывают нефть и газ.
Здесь пассажирам, прошедшим регистрацию, выдают посадочные талоны, выписанные вручную. Пассажиры идут в самолёт и вылетают из Нового Васюгана в Каргасок. В Каргаске ждёт уже знакомый L-410 до Новосибирска.
В ближайшие пару лет «СиЛА» планирует начать полёты еще в три населённых пункта Томской области – Колпашево, Таёжный и Парабель, связав эти населённые пункты с «большой землёй».
У малой авиации свои особенности – небольшие самолёты и доступные цены на билеты. Здесь нет бизнес-класса, бортового питания, стюардесс и пледов. Зато расстояния преодолеваются быстро, комфортно и безопасно.