Найти тему
Московские истории

Как метро еще при царе пыталось родиться, а во время войны - умереть

Идея о создании в Москве метро появилась еще в конце XIX века. Инженер Василий Титов предложил проложить под землей железную дорогу от Курского вокзала, через Лубянскую и Трубную площади, к Марьиной роще.

Духовенство сей новации не оценило: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?». Следующие попытки создания подземного транспорта также отклонялись.

Так, в 1902 году проект инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре по созданию «внеуличной железной дороги», которая соединила бы Замоскворечье с Тверской заставой, получил после обсуждения в городской думе такую резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать».

-2

Наконец, в 1913 году был разработан проект из трех линий: Таганско-Тверской, Арбатско-Мясницкой и Виндавско-Замоскворецкой (Виндавский — Рижский вокзал). Весной 1914 года в Калитники (Таганка) завезли стройматериалы, подготовили площадку и начали строить первое депо. Но Первая мировая война перечеркнула все планы. К строительству метро вернулись только в 1930-е годы. Первая шахта была заложена в Сокольниках, на улице Русаковской, 13.

-3

Единственный день, когда двери, ведущие на станции, оказались закрыты - 16 октября 1941 года. Более того: велась подготовка к уничтожению московского метро. Действовали согласно поступившему накануне приказу наркома путей сообщения Лазаря Кагановича: «Метрополитен закрыть. Подготовить за три часа предложения по его уничтожению, разрушить объекты любым способом». Началась подготовка к затоплению метрополитена, объекты минировали, рубили электрокабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны.

Бомбоубежище на "Маяковской"
Бомбоубежище на "Маяковской"

Связано это было с поступившими с фронта сводками: на Западном направлении произошел прорыв, в столице ожидали вторжения немцев. На заседании Комитета обороны и Политбюро было решено в течение суток эвакуировать правительство. Город охватила паника. Тем не менее, к вечеру приказ был отменен, и на следующий день метро двери открыло. Прекращению панических настроений способствовал приказ применять к трусам, паникёрам, мародёрам любые меры вплоть до расстрела.

О панике 16 октября 1941 года; Как желающие прокатиться на метро занимали очередь с ночи; Кто был первым пассажиром с билетом № 1; Станции-призраки-1; Станции-призраки-2