Давно не брал я в руки кнопки! А в это время у меня появилась интересная идея. Долгое время по умолчанию предполагалось, что культура это такое универсальное лекарство от варварства, жестокости и так далее. Послушал человек Вагнера и не пойдёт больше витрины бить. В общем-то, смотря на художества джентльменов "к востоку от Суэцкого канала" можно было уже что-то подозревать. Впрочем, и французы и русские и тем более, немцы, устраивавшие в начале XX века в Юго-Западной Африке натуральный геноцид, вели себя не не лучше. Бельгийцы же в Конго натворили такое, что вызывало взрыв негодования даже в колониальных державах Европы. И всё же это воспринималось, как эксцесс. Ужасы Первой Мировой войны, когда британский аристократ мог дубасить до смерти дубинкой немецкого студента в клубах ядовитого дыма, Европу поразили, но, как кажется, вопроса "спасает ли культура и образованность от варварства" не поставили.
А потом последовала Вторая Мировая. Жестокость японцев особо никого не удивила. Это сейчас они мимими, а в 1940-х в США и Европе их хорошо, если за людей считали. Уж тем более удивить жестокостью китайцев "страна тонкой культуры" никак не могла. Там и так знали, чего ожидать от Островной Империи с не белыми подводными лодками. А вот немцы... Самым страшным открытием Второй Мировой оказалось то, что ТАКОЕ могут творить обычные люди. Культурные. Вон посмотрите на Гиммлера. Никак не громила из СА, начитавшийся "Дер штюрмер"`а. Да и кто исполнял его людоедские приказы? Тоже обычные люди. Книга с таким названием относительно недавно вышла в Германии и рассказывает об одном из карательных батальонов. Да и что каратели? Разве Вермахт не жёг, не убивал гражданских? Наоборот, Вермахт измазался в крови по уши. Элита из элит, немецкие парашютисты уже в Бельгии вовсю использовали пленных, как живой щит, в 1941 по собственной инициативе утроили бойню на Крите на основании подозрений гражданских в гибели своих камрадов. А уж на Восточном фронте...
Странно, что рефлексия в искусстве на этот счёт в Германии как-то не сложилась или до меня, по крайней мере, не дошла. Между тем, как минимум, две очень хорошие британские книги как раз об этом. Сильно сомневаюсь, что Бёрджес во время работы над "Заводным апельсином" вспоминал Вторую Мировую войну, но тема книги именно такая.
Герой обожает классическую музыку, разбирается в ней, но это не только не мешает ему быть полным отморозком, но даже вдохновляет. Более всего он любит Бетховена, если бы это был Вагнер, то это было бы слишком толсто. Ведь мы все легко догадаемся, какая музыка звучит при кадрах летящих на Крит десантных самолётах в Die Deutsche Wochenschau. Кто не догадался - можете посмотреть тут.
Голдинг с его "Повелителем мух" тоже ведь об этом: вполне себе культурные и образованные детишки вполне способны устроить средневековой жестокости адочек. Что интересно, он оппонировал викторианскому произведению, в котором оказавшиеся в схожей ситуации на необитаемом острове дети за счёт своей культурности успешно справлялись со всеми проблемами.
Что интересно, книги эти выходили примерно в то же время, когда научное сообщество всколыхнули Стенфордский тюремный эксперимент, "Третья волна" и прочие похожие опыты.
К чему я это всё? А к тому, что, к великому сожалению, современный образованный и воспитанный человек вполне способен превращаться в существо, которое ужаснуло бы и средневекового изувера. При чём превращаться совершенно не замечая этого. Особенно легко это происходит, когда этому человеку приказывают. "Мы всего лишь исполняли приказ" - частое оправдание нацистских палачей. Крайне редко человек способен обвинить себя, чаще он начинает оправдывать. "Они сами виноваты", "они первые начали". А потом следует ответ. И поводы для мести и обвинения противника появляются у всех сторон конфликта и жестокость становится нормой для всех сторон.
Я не надеюсь, что кто-то прочитает и после этого станет невосприимчив к факторам, делавшим из мирного лавочника карателя из айнзацбатальона. В конце концов, "ну я-то не такой" тоже мощнейшая защита. И всё-таки, если об этом не говорить, то никто и не будет замечать, как превращается в зверя. Следите, в первую очередь, за собой, не за другими. И оставайтесь человеком.