Знаменитая лента Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» стала не только шедевром кино, а и своеобразным историческим пособием для некоторых. Фраза Александра перед Ледовым побоищем «Немец тяжелее нас, под ним и проломится» понималась как неоспоримый факт очень тяжёлого оснащения Тевтонский рыцарей по сравнению с русским воинством. Впрочем, в некоторых исторических источниках тоже можно встретить такое мнение, в частности у Карамзина.
Не вдаваясь в подробности правдоподобности места сражения, уходили ли рыцари под лёд вообще и каким было соотношение сил, стоит обратить внимание именно на тяжесть снаряжения сторон. В XIII веке латных доспехов ещё не было, они появились пару столетий спустя. По мнению археологов Артемия Арцеховского и Юрия Готье, основной бронёй тевтонцев была крепкая кольчуга, покрытая у некоторых кожаными доспехами. Других видов брони тевтонцы не носили, тем более в наступление, так что вряд ли можно сказать, что орденские браться были слишком тяжёлыми.
А вот русская дружина была снаряжена никак не легче — та же кольчуга, но покрытая стальными пластинчатыми доспехами довольно тяжёлого веса, которые в те времена называли «брони дощатые». Плюс вооружение дружинников, такое как тяжёлые топоры и двуручные мечи, было гораздо мощнее и весомее, чем принятые у орденских братьев романские мечи. Да и всаднику будет не с руки обращаться с тяжёлыми колющими и рубящими вариантами.
Таким образом русская дружина не только не уступала тевтонцам в тяжести, а и порой превосходила по весу, учитывая вооружение и доспехи. Лошади и их броня, разумеется, не в счёт. Учитывая мнение историков, экипировка воинов двух сторон весила примерно 20 килограммов, а учитывая вес русских доспехов можно сказать, что русский дружинник был тяжелее немецкого рыцаря примерно на 7-10 килограммов именно за счёт более мощной защиты.