Найти тему
Московские истории

Вокруг "Динамо": некоторые считали, что всех вольнодумцев специально собрали в одном месте, на "корабле искусств"

Окрестности метро «Динамо» по нынешним понятиям – почти центр, по историческим — загород. Район, несмотря на пролетарский, на поверхностный взгляд, вид, сыгравший немалую роль в истории русского искусства.

Историческое название «Башиловка» (правда – Новая) материализуется грохотом и смогом Третьего транспортного кольца. Машины просвистывают мимо, взлетают по дуге эстакады, стремительно ныряют в недра туннеля. На том берегу реки-магистрали символически вмазаны в серый холст урбанистического пейзажа редкие коробки непримечательных домов. Полукруг забора уводит из этого железного мира в тишину Петровско-Разумовской аллеи.

-2

Когда-то между нынешними Петровско-Разумовской аллеей и Верхней Масловкой стояли съемочные павильоны кинофабрики Ханжонкова, с которой, можно сказать, начался русский синематограф. Съемочные павильоны сгорели, остался пустырь, окруженный старыми деревянными домами с палисадниками. Здесь в начале 1930-х годов начали возводить «городок художников», в котором, по замыслу инициаторов проекта — Максима Горького и Игоря Грабаря, - московские графики, скульпторы и живописцы должна была получить комфортные условия для жизни и творчества.

Генеральный план застройки территории возле стадиона «Динамо» поначалу включал в себя комплекс зданий, по форме напоминающий корабль – корабль искусств. Место для творчества подходящее: рядом Петровский парк, чуть подальше — Тимирязевский лесопарк, угодья Тимирязевской академии, ходи на пленэр хоть каждый день.

-3

В шестиэтажном доме с нестандартной величины окнами застекленных лоджий, летом по-южному живописно утопающими в цветах, жил академик Игорь Грабарь – создатель центральных реставрационных мастерских. Чуть дальше по аллее – многоэтажка светлого кирпича, вместо мемориальной доски украшенная рельефом в виде нежной женской головки – память о скульпторе Екатерине Белашовой.

Из глубины двора манит густым красно-кирпичным цветом. Видны нетипичные угловые балконы, тянущиеся почти во весь торец и резко заворачивающие на фасад. Заворачиваем и мы и оказываемся на Верхней Масловке, 9, – перед «лицом» памятника конструктивизма, Дома художников по проекту Мельникова, где размещались мастерские именитых графиков и живописцев. Первенец же «городка» – здание по Верхней Масловке, 1, выстроенное в 1930 году для художников Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских).

-4

Корпусов с мастерскими и жильем планировалось много: от «А» до «Ж». Были предусмотрены библиотека с книгами по искусству, детский сад, столовая, в которой работали жены художников. Зимой во дворе заливали каток. В общем — счастье. Одни наслаждались комфортной жизнью и работой, другие, более нервные, подозревали, что всех вольнодумцев специально собрали на "корабле искусств": ведь так удобно, чтоб они были в одном месте, под колпаком, но комфорту тоже были рады.

Константин Тотибадзе: «В доме была мастерская нашего деда, Аполлона Кутателадзе, народного художника СССР, именем которого сейчас названа Тбилисская академия художеств… Мастерская выглядела так: одна большая тридцатиметровая комната, в которой была построена антресоль — мы с братом и сестрой жили на ней».

Там были «длинные коридоры, по которым мы носились с нашим фокстерьером Пеппи. Пеппи почему-то гадила исключительно около соседской квартиры знаменитого художника Александра Тышлера, который постоянно говорил нашей маме: «Уберите собаку! Вонь невозможная!» ...Напротив нашей тридцать первой студии была общая кухня. Рядом — комната с фарфоровой табличкой «Ванная комната для натурщиц».

-5

Дворы тоже были необычные. Был «скульпторский двор», в котором можно было запросто споткнуться о мраморную руку или голову коня. В другом — цвели и плодоносили яблони, так что запасы яблочного варенья у художников не иссякали.

Четвёртый по счету корпус был построен уже после войны. В 1957 году здание получило адрес ул. Верхняя Масловка, 3. На этом строительство «корабля» закончилось.

Про интересное по соседству:

Красноармейская улица - с цыганами, ресторанами и авиаторами; Петровский путевой дворец - Наполеон, ведьмы и Академия Жуковского; Петровский парк - место для дач и аттракционов; Как строился стадион "Динамо"; "Эльдорадо", "Аполло" и другие места для загулов под пение цыган - с изобретением мавританского газона.