Найти тему
Фёдор Порохин

Бронепоезд Севастополя

-Садитесь, пожалуйста!

-Нет, внучок, я постою, войну ведь выстояли...

-Войну выстояли потому, что отдыхать успевали. Я настаиваю!

-Спасибо.

После этих слов остальные пятеро сидящих отвернули голову, а кто-то с облегчением вздохнул: сегодня можно посидеть.

Я всегда поражался стойкости и самоотверженности поколения «сороковых – роковых», а символы тех лет никого не оставят равнодушными. Эти символы есть в каждом городе, и всё также стойко и мужественно они готовы встретить неприятеля и обороняться до последнего, как это произошло с нашим героем.

И в снег, и в дождь он стоит на запасном пути на площади Ревякина в Севастополе, которая разделяет два вокзала: авто- и железнодорожный. Теперь он страж этих вокзалов, а в Великую Отечественную гитлеровцы называли его «зеленый призрак». Это - Железняков, наверно, самый прославленный в своем классе бронепоезд, сражавшийся с захватчиками с 4 ноября 1941 года, и бывший в строю вплоть до 28 июня 1942 года, почти самого последнего дня обороны города.

На его счету 140 боевых выездов, в которых он одерживал победы в сложнейших условиях: превосходящие силы противника, доминирование авиации. На его уничтожение даже был выделен целый артиллерийский батальон гитлеровцев, но это нисколько не мешало Ему, одерживая победы в боях у Меккензиевых гор, отбрасывать противника от Севастополя.

После стремительного артиллерийского и миномётного удара по целям, заранее разведанным морской пехотой, состав быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких, вырубленных в скалах-выемках тоннелях, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию.

«Бронепоезд всё время изменял свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливался с местностью. Бронепоезд умело маневрировал между выемками и тоннелями. Чтобы сбить с толку противника, всё время меняли места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах», — вспоминал старшина группы пулемётчиков бронепоезда мичман Н. И. Александров.

С 7 января по 1 марта 1942 года «Железняков» уничтожил девять дзотов, тринадцать пулемётных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжёлую батарею, три самолёта, три автомашины, десять повозок с грузом, до полутора тысяч солдат и офицеров противника.

26 июня 1942 года более 50 немецких бомбардировщиков нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю, где базировался бронепоезд. Завалило 2-ю бронеплатформу. Второй выход из тоннеля оставался свободным, и паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику, продолжая бой. Однако 27 июня немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля.

На этом факте можно было закончить историю бронепоезда, но это было бы нечестно по отношению к героям, сражавшимся на нем. Уцелевшие после двухдневной атаки члены экипажа, взяв в руки оружие, присоединились к последним защитникам города, и до последнего дня обороняли его...

...В память о событиях борьбы Железняковцев бывшая фронтовая бригада в составе машиниста М. В. Галанина, помощника машиниста Е. И. Матюши и кочегара В. Г. Иванова доставила из Джанкоя паровоз, однотипный с тем, который был в составе бронепоезда. Памятный рейс состоялся 24 октября 1967 года.

...Сейчас принято переоценивать историю, спекулировать на фактах, выдвигать новые теории о том, кто такие ветераны, кто такой Гитлер, что такое Советский Союз, , и что наши герои — это всего лишь вымысел, и Зоя Космодемьянская всего лишь психически больная женщина.

Сейчас нерентабельно содержать музеи, хранить память, и знаете, ведь на место этого поезда с таким подходом можно поставить палатку с хот-догами, а еще можно весь состав сдать на металлолом. Это было бы экономически выгодно!..

Но не в Севастополе!

Фёдор Порохин

2012 год