Лиза, удивившись неожиданно уставному тону их диалога, с облегчением опустилась в старое скрипучее кресло. Сквозь приоткрытую форточку послышались многоэтажные крупнопанельные маты и заливистый лай собачонки. Отец брезгливо скривил лицо. Его тонкий слух и обостренное чувство высокого слога были травмированы. Вскоре словесная перепалка за окном сменилась могучим, но не слишком стройным пением. В песне говорилось о том, как мороз сковал воды широкого Днепра и казак молодой, благополучно до этого плывший в расписном челне, возмущенный непостоянством погоды, утопил во гневе перезрелую княжну, обручальное кольцо и вражескую подводную лодку. «Э-гей, ух-нем! Тяв-тяв!»
- Дочь моя! – уже не обращая внимания на несанкционированный концерт, начал заупокойным голосом отец. – Ровно, как пятнадцать лет назад не стало нашей мамы.
- Все, вспомнила! – радостно захлопала в ладоши бедная Лиза. – Ты мне как-то рассказывал о ней. Вот только, что с ней случилось? – Лиза сморщила свой прелестный, много раз целованный батюшкой лобик. – Ее, кажется, переехал трамвай… Погоди, нет! Она упала с моста на высоковольтные провода и поэтому ее хоронили в спичечном коробке! Ой, это было не с ней…
Отец смахнул скупую слезу и удрученный словами дочери, заметил:
- Да, память у тебя действительно девичья! Ее не хоронили в спичечном коробке или полиэтиленовом пакете. Она умерла куда более страшной смертью!..
Лиза почувствовала, как от этих слов у нее похолодели кончики пальцев и вспотели ступни ног. Ее отец достал из секретера пожелтевшую от времени газетку «Красный Заднеугодинец».
- Взгляни, на четвертой странице…
На четвертой странице после рассказа о заслугах знатного племенного быка-осеменителя, двух некрологов и предупреждения о возможной вспышке дизентерии, в рубрике «Это интересно» была помещена статья некоего Т. Заскорузлого, которая имела довольно громоздкое название: «Гигантский сом проглотил купавшуюся женщину». Лиза пробежала взглядом по выцветшим строчкам. Дойдя до финальных слов, снова вернулась на начало. Лишь после третьего прочтения девушка осознала, что гигантская рыба с выпученными от ужаса мутными глазами, описанная в статье – это сом, убивавшийся в горе во время разделки его туши мужчина – ее отец, а несчастная, съеденная, но не переваренная рыбьим желудком женщина – ее незабвенная мать.
- Это ужасно! – прошептали губы Лизы. – Как ты смог такое пережить!
- С трудом. Вонь стояла такая, что пока извлекали из этого зверюги твою матушку, меня едва всего наизнанку не вывернуло! После того я на рыбу несколько лет даже смотреть без отвращения не мог. Но ты знаешь, время лечит. Правда после этого случая я полысел, стал меньше ростом и… Как бы тебе деликатнее это объяснить…
Лиза застенчиво закусила ноготок указательного пальца, а затем осторожно подсказала:
- Ты обходишь стороной женщин…
Краска стыда залила ее милое личико. Еще больше смутился отец Лизы.
- Вернее они меня обходят, поэтому мне приходится обходиться без них. Но, понимаешь, я уже к этому привык. С тех пор лишь две вещи в мире являются предметом моей страсти – музыка и ты, моя единственная дочь.
- Папа, ты мечтал об инцесте?! – распахнув полные недоумения глаза, спросила Лиза.
- Бог с тобой! Как ты могла такое подумать! Я любил тебя, как свою драгоценную скрипку, подаренную мне еще в юности великим Ойстрахом. Я берег тебя так, как берегу единственный экземпляр партитуры девятой симфонии Бетховена с автографом ее гениального автора.
- Извини, папа! Я иногда делаю тебе больно…
- Не казни себя, доченька. Испытывать боль – участь всех одиноких отцов. Такова наша доля…
Лиза пристально посмотрела на отца и задала еще один вопрос, который мучил последнее время ее пытливый ум:
- И тебе нравится испытывать боль? Я считала, что это не совсем нормально. Расскажи, действительно ли это так приятно?
Отец укоризненно покачал головой и наставительно заметил:
- Лизочка, я считаю, тебе не стоит так много читать по ночам.
- Ты о чем?
- Я об этом развратном французе, книги которого я каждое утро нахожу у тебя под подушкой.
- А я каждое утро нахожу у тебя под подушкой презервативы, - сделала осторожный выпад Лиза.
- К слабостям старших надо относиться снисходительно, - с нарастающим волнением парировал отец.
- В таком случае и ты уважай мои небольшие прихоти! Зачем с таким постоянством уничтожать шедевры мировой литературы? – не на шутку разошлась побагровевшая дочь.
- Тогда и тебе незачем регулярно портить средства контрацепции, заполняя их кисломолочными продуктами! – повысил голос побледневший отец.
- Но ведь это забавно!
- Это неприлично! Нельзя вмешиваться в личную жизнь человека, какой бы бедной и уродливой она не была.
- Все, папуля, замирили! – первой сдалась Лиза. – Я выбрасываю белый флаг… Ой, посмотри в окно!
Отец обернулся и увидел, как за мутным, в фиолетовых разводах стеклом падал крупный снег.
- Вот так было и в тот день, - вернулся он к своим горьким воспоминаниям.
- Но в газете написано, что мама купалась? – удивилась девушка. – В такую-то погоду!..
- Это правда, дочь. Она была самой известной в городе моржихой.
- О-о! А еще кем она была?
Отец опустил грустные глаза:
- Об этом умолчим. Ты молода и невинна, чтобы знать все, - и немедля перевел разговор на другую тему: - Лиза, ты бабушку не забыла навестить?
- Я же была у нее в прошлое воскресенье, - стала оправдываться девушка. – Купила пять буханок хлеба, подсолнечного и машинного масла, подстригла ее…
- Ну и что? Уже прошла целая неделя! Нельзя забывать людей, которым мы стольким обязаны. Твоя бабуля могла простудиться, подвернуть ногу, ее мог скрутить остеохондроз или печеночная колика. Да, мало ли что случается со стариками! Они ведь беззащитны, как дети!
- И так же назойливы, - добавила недовольная Лиза. Нет, она любила свою престарелую бабку, но сегодня у девушки были другие планы. Кроме того Лиза ни как не могла понять, за что и чем они обязаны старушке. Отец же, постоянно твердивший об этом, упорно не раскрывал сути бабулиного подвига.
- Хорошо, - успокоила отца Лиза, - я зайду к ней завтра утром перед началом занятий в институте.
- Не забудь, пожалуйста, доченька. А то я что-то беспокоюсь. Вот и сон дурной мне сегодня привиделся.
- Сон? Как интересно! Расскажи…