Найти в Дзене

У обанкротившихся россиян могут забрать последнее жильё

Верховный суд допустил возможность изъятия последнего жилья при наличии у должника признаков «недобросовестности и злоупотребления правом». В ВС считают, что единственное жильё банкрота может быть включено в конкурсную массу и продано с торгов.

Прецедентом стал конфликт, длящийся уже почти 10 лет, между Анатолием Фрущаком и его кредитором Андреем Кузнецовым. Первый задолжал около 13 млн рублей.

Чтобы не лишиться пятикомнатной квартиры площадью 198 кв. метров и стоимостью 28 млн рублей, Фрущак сначала передал её жене по соглашению о разделе имущества, а та в свою очередь подарила ее дочери. Однако затем эти сделки признали недействительными, и жильё вернулось в собственность должника.

В 2017 Фрущак обратился в арбитражный суд с заявлением о банкротстве, которая была удовлетворена. Тогда должник ходатайствовал об исключении из конкурсной массы его квартиры, которая являлась его единственным жильём. Суд просьбу банкрота удовлетворил.

При этом кредитор Кузнецов с таким решением не согласился. Он направил кассационную жалобу в Верховный суд с требованием отменить судебные акты в отношении квартиры должника.

На заседании представители Кузнецова заявили, что суды общей юрисдикции констатировали в действиях должника признаки недобросовестности и злоупотребления. По их словам, злоупотребление со стороны должника носило длящийся характер, так как «за 10 лет ни одной добровольной выплаты так и не было».

Защита настаивала, что долг все же погашается, приводя в пример премию, полученную во время службы в космических войсках, которую Фрущак попросил включить в конкурсную массу.

В итоге Верховный суд отменил акты нижестоящих судов и направил дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.

Новость по данной теме: Верховный суд: долги по жкх – не повод лишать льгот