Любимый многими цикл Макса Фрая, рассказывающий о приключениях магов в Ехо, - поистине шедевральная вещь, обретшая армию поклонников. Но сегодня в Ехо нет Макса Фрая, он - в России 1990-х годов.
Вспоминаем роман "Жалобная книга". В качестве фонов для цитат выбрали фотографии с конкурса National Geographic, поэтому под каждым фото приводим его название.
***
Просто поразительно, насколько точно "Жалобная книга" описывает реальность, подминая ее при этом под себя. Люди, помнящие девяностые годы прошлого века, могут в этом убедиться.
Книга перечисляет главные чувства, описывавшие умонастроения интеллигенции 1990-х:
1. Беззащитность
Как ни крути, а всякое совпадение - добрый знак. особенно для того, кому кроме этого самого доброго знака и опереться-то не на что.
2. Надежда на лучшее
Нет чувства более дурацкого, чем надежда: оно лишает нас не только воли, но и способности соображать.
3. Страх перед будущим
Когда человеку очень страшно, он начинает искать способ немедленно довести умеренно пугающую ситуацию до критической точки. Чтобы уж скорее рвануло и больше не надо было бояться.
4. Доверие
Не забываем, что в любую эпоху отношения для женщин важнее, чем работа (а иногда являются, по сути, второй работой). "Работать над отношениями" - как вам? А эта книга как раз показывает, что никакая толерантность и игра в "родитель №1 и родитель №2" не отменит женский взгляд на мир.
Вот они какие, высокие отношения:
Лучше пусть я буду дура, чем ты - дерьмо. Первое стыдно и неприятно, но второе - настоящая катастрофа.
5. Робкий оптимизм
Я, кажется, увеличу число счастливых идиотом на одну человекоединицу. И это правильно: счастливых идиотов должно быть больше, чем нас, несчастных придурков.
6. Всепоглощающая печаль
Здесь при взгляде на улитку приходит в голову только слово "запор", но и вспоминая то же Ехо, вы неизбежно вспомните, как много едят там герои.
И, хотя у нас тут сегодня не Ехо, поиграйте в словесную игру: замените слово "печаль" на слово "запор" - и плохое настроение как рукой снимет.
Такое уж дело печаль: удовольствия от нее никакого, а времени и сил отнимает так много, что на другие дела почти ничего не остается.
7. Выбор
(или видимость выбора)
Когда выбирать особо не из чего, процедура принятия решения становится особенно долгой и мучительной.
Это - тоже и про отношения, и про страну, и про эпоху. Хочется только напомнить, что авторы "Жалобной книги" поменяли три страны за 20 лет. У них получилось - и у вас получится. Если не страну и не эпоху, то уж обременительные отношения точно!
***
А чем вспоминаются вам 1990-е годы?
Любите ли вы вспоминать их, читая такие романы, как "Жалобная книга"? Псст, вот ссылочка на книгу: не проклинайте свою судьбу.
Может быть, вы считаете, что Максу Фраю стоило бы писать только о Ехо? ;-)
Как обычно, ждем ваших мнений в комментариях!