Самый крупный город поблизости от древнего Аккермана была Одесса. По прямой всего 46 километров, только добираться крайне неудобно - между городами Днестровский лиман и по трассе до Одессы 86 километров.
В в конце XIX и начале XX веков никаких трасс не было, железнодорожного сообщения тоже и вопрос сообщения между двумя городами решался с помощью пароходов.
В 1838 году было принято Высочайшее решение об открытии пароходной переправы Аккерман-Овидиополь «для увеличения сбыта соли из Бессарабских озер и облегчения доставления хлеба в Одессу»
Дореволюционные фотографии Аккермана
Первым пароходом, начавшим переправлять грузы и пассажиров через Днестровский лиман был, выписанный из Англии «Граф Воронцов», вскоре к нему присоединился пароход «Днестр»
Крымская война прервала развитие русского судоходства в Черном море. Сразу после войны, в 1856 году тайный советник Николай Новосельский вместе с флигель-адъютантом Н. Аркасом основали Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ). В 1858 году РОПиТу было дозволено «буксирное пароходство по реке Днестру« и право содержать переправу Аккерман-Овидиополь.
Первым судном общества, вставшим на линию был пароход «Аккерман». Для погрузки зерна в городе за счет общества РОПиТ была построена каменная пристань. Пароходы общества начали совершать рейсы напрямую в Одессу.
Летом 1895 года на пароходной линии Одесса - Аккерман произошло рождение легенды. В воскресный день 14 июля 1885 года в свой первый рейс из Одессы в Аккерман небольшой колесный пароход «Тургенев», принадлежащий товариществу Вебстера и Коваленко.
Писатель Валентин Катаев описал «Тургенев» в книге «Белеет парус одинокий»
...Довольно длинный, но узкий, с двумя колесами, красные лопасти которых виднелись в прорезях круглого кожуха, с двумя трубами, он скорее напоминал большой катер, чем маленький пароход....
В многочисленных путеводителях и справочниках по Одессе говорилось, что «Тургенев» совершает «товаро-пассажирские рейсы, отходя из Одессы в 8 часов утра, а из Аккермана в 2,5 пополудни или по окончании грузовых операций».
При длине в 55,4 м и ширине 7,36 м, пароход мог брать на борт 50 пассажиров 1 и 2 классов и 250 – 3 класса, так называемых «палубных». Имея паровую машину в 440 л.с., «Тургенев» развивал скорость 10 узлов.
С 1908 года конкуренцию «Тургеневу» составил товарно-пассажирский пароход «Васильев», принадлежащий В.В.Васильеву. И снова цитата из Катаева, только теперь из книги «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»
…Пароход «Васильев» конкурировал с «Тургеневым», и конкуренция между этими двумя пароходами — белым и черным — дошла до того, что билет от Аккермана до Одессы уже стоил только пятнадцать копеек, или, как у нас, говорили, «злот»…
Аккерманская крепость на старых фотографиях
Если вам понравился материал – подписывайтесь на мой канал, ставьте палец вверх.Больше фотографий и меньше текста, вы можете смотреть:
на странице Facebook
или в канале Telegram