Продолжение. Начало статьи смотри в Части 1.
Поэтому я немного расскажу о судьбе Ворожейкина и о принципах его боевой деятельности. Ворожейкина после Халхин-Гола отправили в академию учиться, из-за чего он не смог участвовать в начальном периоде Великой Отечественной войны, а когда смог вырваться на фронт, то там его сразу прозвали "академиком". Причем первое время он летал на устаревшем истребителе И-16, и один раз дрался на неисправном ишачке (у которого неубиралось шасси, и следовательно и так тихоходный самолет стал еще тихоходнее) в одиночку сразу против пяти мессершмитов!
Так же у него был случай во время сражения на Курской дуге, когда вечером их эскадрилья уже возвращалась на свой аэродром, для ночного отдыха, и он вдруг заметил вдалеке большую армаду немецких бомбардировщиков И он бросился наперерез немцам, чтобы не дать им прицельно отбомбиться, а вся его эскадрилья улетела - у них кончалось топливо. И вот он в одиночку стал сражаться против десятков немецких бомбардировщиков, стараясь не столько сбить их сколько не дать им выйти на боевой курс, чтобы немцы стали сбрасывать бомбы неприцельно. И он все время передавал по радио просьбы о помощи, чтобы прислали другие истребители, и с земли командование много раз отвечало ему, чтобы он продержался еще хотя бы немного, потому, что помощь уже в пути, и надо продержаться еще чуть чуть. А на самом деле командование обманывало его, потому, что на земле темнота наступает гораздо раньше, чем в воздухе на высоте нескольких километров, и на советских аэродромах было уже почти темно, и все истребители стояли с открытыми капотами и подготовить их к немедленному вылету не было никакой возможности. И наземное командование все время врало ему, чтобы он еще чуть-чуть - что наши истребители уже летят ему на помощь. И вот когда у него уже полностью кончился и бензин и патроны, то Ворожейкин со злости произнес в эфир:
- Ну вы тут как хотите, а я полетел на отдых!
И тут у него от нехватки бензина заглох мотор. Но Ворожейкин не стал прыгать с парашютом, а заставил самолет планировать. Аэродинамическое качество Як-9 - около 7, и это значит что на каждый километр высоты он может пролететь 7 километров по горизонтали. А поскольку начальная высота во время воздушного боя была около 5-6 километров, то он с остановившимся мотором в планирующем режиме смог пролететь 35-40 км, и тихо беззвучно пришел на свой аэродром (как Маресьев). И там его сразу же взяли под арест - за то, что он самопроизвольно без разрешения покинул поле боя и оставил наземные войска без прикрытия под бомбежкой немецких самолетов, при этом хамски сообщив командованию что он улетает "на отдых!" Два дня его держали в карцере под арестом за оставление поля боя без приказа (а ведь могли и расстрелять!), но потом все-таки разобрались и разрешили продолжать боевые вылеты.
А также во время войны Ворожейкин разработал свою собственную методику сверхметкой стрельбы. Хотя общий принцип меткой стрельбы известен всем мало-мальски умным людям: чем меньше дистанция стрельбы, то есть чем ближе мишень к стрелку, тем легче в нее попасть. Поэтому стрелять во вражеский самолет желательно не дальше 100 метров, а лучше еще ближе примерно с 50 метров - существовало правило: наилучшая дистанция стрельбы - когда ты своими глазами видишь белки глаз противника или головки заклепок на его самолете. Однако любые правила хорошо и легко читать на бумаге, а вот выполнить в бою их бывает порой очень трудно. Ведь что такое сближение на предельно малую дистанцию? Если сближаться с бомбардировщиком, то у него по приближающемуся истребителю стреляют пулеметы, и пока ты сблизишься не стреляя, то стрелок-радист бомбардировщика из тебя сто раз фарш сделает.
Но летчики-истребители придумали как решить проблему сближения. Дело в том, что у стрелка-радиста бомбардировщика абсолютно не защищены броней голова и грудь - самые важные для жизни человека части тела. И если хоть одна пулька или маленький осколочек попадет в стрелка, то он будет ранен или убит. И сразу после этого истребитель может безопасно сблизиться с бомбардировщиком и сбить его. Но для того, чтобы убить стрелка истребителю можно стрелять и с дальней дистанции из пулеметов, которые хотя и безвредны для конструкции самолета, но дают веер пуль смертельных для стрелков. И в книге "Я помню" одного советского летчика истребителя спросили как они сбивали бомбардировщики, то он признался, что сначала обстреливали их с дальней дистанции, стремясь убить или ранить стрелков.
Или вот такой стандартный случай (один из многих тысяч): летел одинокий подбитый двухместный штурмовик Ил-2, а его непрерывно обстреливали с дальней дистанции около километра два немецких мессершмиттов. Но они долго не осмеливались приблизиться, и лишь когда израненный стрелок прохрипел в наушники:
- Командир, я умираю...
Только тогда два мессершмитта приблизились вплотную и добили этот штурмовик.
Но Ворожейкин придумал принципиально иной способ нейтрализовать стрелка вражеского бомбардировщика.
Продолжение следует.
Если вас заинтересовала эта статья, то поставьте знак одобрения - ручку пальцем вверх...
Чтобы прочитать многие другие мои статьи нажмите вверху на знак канала - кружочек с буквой "О", или подпишитесь.