Для своей статистики раз в две недели мы мониторим ДТП с участием пассажирского транспорта, и исключительно из собственных наблюдений можно сказать, что маршрутки бьются почти наравне с автобусами. То есть часто.
Никаких маршруток не существует
По закону, маршрутки – это полноценные пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам, регламентированные в ФЗ-220. А значит у них, как минимум, есть лицензия, как максимум - соблюдается порядок выпуска транспорта на линию, как у остальных пассажирских перевозчиков.
Как и автобусы, маршрутки должны быть оснащены ГЛОНАСС-терминалами и передавать данные о своей работе в единую информационную систему муниципалитета или субъекта РФ.
Нерегулируемые тарифы – это не госконтракт, а свидетельство, то есть оплата за перевозки поступает непосредственно от пассажиров перевозчику. Перечень контролируемых параметров для нерегулируемых тарифов немного меньше, чем по госконтракту.
Контролируется максимальное количество ТС на маршруте (есть ограничение), класс вместимости и экологический класс, время начала и окончания движения по маршруту (первый и последний автобусы) и интервал движения на остановках.
Не контролируется количество рейсов и процент их выполнения, регулярность движения на маршруте, постоянное количество ТС на маршруте.
В жизни это выглядит так:
- выпустил первую машину утром без опоздания;
- в течение дня выпустил любое количество машин, главное не попасться на превышении интервала (проверяют в основном на конечных остановках) и допустимого количества ТС;
- выпустил последнюю машину по графику, чтобы не получить штраф;
Сколько выполнено рейсов, насколько вовремя ТС приезжали на остановки, сколько они на них простояли – никому не интересно.
Маршрутки – экономисты
Чем меньше требований, тем больше возможностей “схитрить” в неожиданных местах. Например, в часы пик перевозчик старается выпустить больше ТС на маршрут, чтобы собрать максимум выручки, а посреди дня количество машин сокращают до минимума. Отъезжать от конечной с заданным интервалом и прерывать рейс посередине, если нет пассажиров – давно уже норма и это далеко не все подобные хитрости.
Плюс перевозчик, конечно же, старается экономить на всем: предрейсовом техническом и медицинском контроле, режиме труда и отдыха. Проще говоря, экономии подлежит наша с вами безопасность.
Токсичный транспорт
В итоге маршрутки - токсичный транспорт. Не только потому что ведут себя неадекватно, бьются и разваливаются на куски, этого и у простых автобусов хватает. Их токсичность в “загрязнении” инфраструктуры города. Средняя маршрутка вмещает в себя человек 15, средний трамвай - 200. Сколько маршруток нужно выстроить в ряд, чтобы вместилось 200 человек? Вот именно.
Если мы хотим жить в городах со здоровым населением и эффективной инфраструктурой, то самое время забывать о маршрутках и строить действительно умное городское пространство. Поэтому мы и занимаемся технологиями.